Экологическое просвещение
Формирование экологической культуры в обществе предполагает экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, образовательные учреждения, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. В законодательстве наряду с указанными участниками экологического просвещения, в том числе субъектами информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, названы также органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные юридические лица.
Поскольку экологическое просвещение признается важнейшей составной частью системы образования и тесно связанных с ним общего просвещения, преподавания основ экологических знаний в образовательных учреждениях, основную нагрузку в этой области несут государственные органы образования во главе с Минобрнауки России. Ведущая роль государства в организации экологического просвещения основывается на реализации принципа осуществления деятельности органов власти по развитию системы экологического воспитания и формирования экологической культуры, предусмотренного в ст. 3 ФЗ об охране окружающей среды.
Популярными стали конференции и слеты по экологическому образованию и просвещению на экологическом (ныне географическом) факультете Казанского государственного университета, собирающие (не частый случай) не только кафедры биологов и географов, почвоведов и генетиков, зоологов и ботаников, но и юристов, экономистов, философов, по результатам которых издаются фундаментальные сборники и монографии.
В РФ и субъектах РФ действуют и зарекомендовали себя положительно общественная Санкт-Петербургская ассоциация содействия экологическому образованию с эмоционально-чувственным подходом, кафедра экологии и экологического образования Нижегородского государственного педагогического университета, кафедра экологического образования и педагогики Международного независимого эколого-политологического университета.
Федеральным эколого-биологическим центром проводятся один раз в два года всероссийские слеты юных экологов, в которых участвуют сотни человек из различных школьных кружков. Регулярные олимпиады юных экологов-школьников представляют собой еще одну эффективную форму экологического просвещения, расширения представлений о природе, позволяют формировать интересы и выявлять молодые дарования, выращивать и готовить из них смену поколений и учитывать баллы при поступлении в соответствующие вузы.
В половине школ Волгоградской области создана нестандартная система самостоятельной учебно-исследовательской природоохранной работы, по ее итогам проводятся межведомственные и школьные конференции для детей и (отдельно) для учителей под патронажем государственного педагогического института и ИПК. В Калининградской области Департамент образования этого субъекта РФ и Центр краеведения, экологии и туризма добиваются создания во всех районах школ юного эколога, проведения реальных природоохранных акций и иных учебных мероприятий, которые в приграничной области приобретают дополнительное воспитательное значение. В них нередко принимают участие центральные и местные издательства, занимающиеся экологическим просвещением.
В государственных заповедниках и национальных парках предусматривается, согласно утвержденным о них положениям, эколого-просветительская деятельность, созданы отделы экологического просвещения, организуются экологические тропы, "марши парков", экскурсии, ведение "летописей природы", обучение школьников бережному отношению к природе и ее богатствам. Государственные Дарвиновский, палеонтологический, многочисленные краеведческие и другие естественнонаучные музеи на основании положений о них и федеральных, региональных законов используют свои коллекции, экспонаты и выставки для воспитания у молодого поколения любви к природе своей малой и большой родины, чувств бережного к ней отношения.
В 1990-е гг. при Правительстве РФ действовала Комиссия по экологическому образованию, которой разрабатывались и принимались рекомендации по организации экологического воспитания и просвещения. Просуществовав несколько лет, комиссия была распущена и прекратила свою работу в рамках аппарата Правительства РФ, хотя ее члены не перестали заниматься экологическим просвещением. Комиссия по экологической безопасности при Совете безопасности РФ систематически заслушивает вопросы экологического просвещения и образования, принимает по их результатам решения и рекомендации, рассылаемые министерствам, ведомствам, региональным советам безопасности. Комиссией совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ была проведена научно-практическая конференция по вопросам экологической безопасности, на которой обсуждались и проблемы экологического просвещения.
На одно из подразделений Госкомприроды России в 1990-е гг. возлагались задачи по организации и осуществлению экологического просвещения. И в настоящее время среди функций Минприроды России – организация экологического просвещения. Надо признать, что его осуществление постепенно из-за коммерциализации просветительской деятельности теряет государственный характер и держится в основном на энтузиазме части сотрудников. Среди двух десятков экспертных советов при Комитете по природопользованию, природным ресурсам и экологии одним из самых активных является совет по экологическому просвещению.
Одним из направлений работы экспертного совета при Комитете Государственной Думы РФ по культуре является экологическая культура. Писателям, художникам, работникам библиотек и музеев, участвующим в этом совете, приходит осознание того, что спасать надо не только флору и фауну, но и человека, его душу, нравственные устои жизни народа; начинает использоваться даже выражение "экология человека", хотя с первоначальным значением этого термина новое словосочетание сопрягается трудно. Находит поддержку Комитета по культуре движение "За чистую жизнь" с ликвидацией мусора и свалок вокруг городов.
За последние десятилетия выработаны разнообразные формы экологического просвещения в муниципальных образованиях.
В соответствии с федеральным законодательством об основных принципах организации местного самоуправления и о библиотечном деле в Пермской области в муниципальных образованиях и их библиотеках создаются информационные экологические центры и информационные листки "Эко, дом", при материальной поддержке муниципалитетов и спонсоров проводятся конкурсы социальных и культурных экологических проектов, органами местного самоуправления награждаются школы и классы-победители.
В осуществлении экологического просвещения как важнейшего элемента формирования экологической культуры заинтересованы два заказчика – государство и общество, у каждого из которых имеются свои рычаги воздействия и воспитания. Государство декларирует понимание проблем, по допускает разрыв между намерениями и делами, демонтаж федеральной системы общего экологического образования. Субъекты РФ стремятся активизировать экологическое просвещение, но наталкиваются на скудость финансов и нехватку преподавателей соответствующего профиля.
Посредством права можно принять обязательные для исполнения решения, в том числе по узаконению разнообразных государственных форм экологического просвещения, но они должны основываться на реальной экономической и социальной ситуации: опыт свидетельствует, что сильно принуждать к экологическому образованию, а тем более к экологическому просвещению можно, но нужно ли? В области формирования экологической культуры право должно применяться крайне экономно и осторожно, но использоваться. В частности, для публичных органов управления образованием и просвещением могут быть повышены требования относительно постановки и проверки экологического образования, просвещения в подведомственных учреждениях. В условиях кризиса высшего и среднего образования, перехода на новые стандарты и ступени развития нормативные правовые акты в указанном направлении окажут помощь в формировании экологической культуры и поддержат энтузиазм экологов-просветителей.
На втором просветительском конгрессе (Москва, декабрь 2009 г.) излагались основы, практика и методики организации ноосферного просвещения, ноосферного образования, ноосферной педагогики, основывающиеся на единстве генетического фонда и современного мышления, вносились предложения о законодательном регулировании этих феноменов, о разработке нормативных актов об экологическом просветительстве, об экологическом просвещении.
Применительно к экологическому просвещению и культуре становятся актуальными воззрения В. И. Вернадского о ноосфере – мыслящей оболочке, сфере разума, связанной с возникновением и становлением в биосфере цивилизованного человечества как решающей силе в области сохранения биосферы, когда человек становится крупнейшей геологической силой, перестраивающей своим трудом и мыслью глобальные условия своей жизни по сравнению с теми, которые были раньше[1]. Однако ненаблюдаемое повсеместно торжество разума предполагает возможность управления поступками и поведением людей через их правовое регулирование, в частности взвешенное регулирование экологического просвещения.