Экологический фактор и материальное производство в системе общественного развития
Общество в процессе своей жизни и деятельности порождает вокруг себя специфическое поле бытия — искусственную, то есть "вторую природу". Во-первых, это технические системы (точнее — технико-технологические, с присущей им инфраструктурой); во-вторых, экологические системы (парки, сады, скверы, бульвары, а также, выведенные человеком новые биоструктуры: сорта растений, плодовые деревья, породы животных и птиц). Поэтому экологический фактор (экология от грея. — дом, жилище, обиталище — наука о закономерностях человеческого общежития в гармонии с природой) предметно стал ключевым в системе общественного развития. Экология объективно предстала базовой формой общественной деятельности, постепенно преобразовываясь в сферу жизни общества. Суть в том, что человеческая деятельность и её результаты во многом опираются на научно-технические достижения, которые, являясь прорывными во многих областях человеческой жизни, постепенно начали доминировать над естественными факторами социального бытия и обусловили приоритет "искусственной природы". Однако экология это не только продукт человеческой деятельности, имеющий свою специфику. Экология — это опосредованная обществом система, состоящая из взаимосвязанных структурно-функциональных элементов, предполагающих:
- сохранение естественного природного состояния;
- восстановление и совершенствование природной среды;
- защиту человека от негативных стихийных воздействий — землетрясений, цунами, тайфунов, вулканических извержений, лесных пожаров, разливов рек, таяния арктических льдов и т.п.
Сфера экологической жизни общества развивалась и закономерно стала системообразующим институтом общественной жизни с характерными для него функциями, принципами, нормами, культурой. Она предметно взаимосвязана со всеми сферами жизни общества, о которых мы уже вели речь: экономической, управленческой, педагогической, научной, художественной, медицинской, физкультурной, оборонной и общественной безопасности, что прослеживается посредством прямых и обратных связей. Общество уже не может целостно функционировать и развиваться без учёта экологического фактора своего бытия.
Человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный обмен информацией между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы.
С развитием практически преобразующей деятельности человека увеличились масштабы его вмешательства в естественные связи в био-, атмо-, гидро- и литосферах, в околоземное пространство, результаты которого он не всегда может учесть, в силу чего, возможны негативные последствия глобального характера. Такой ход событий гениально предвидел в XVII в. Ф. Бэкон, отмечая, что человек должен господствовать над природой, но покоряясь ей. Его мысль развил Ф. Энгельс в "Диалектике природы", предупреждая, что не стоит слишком обольщаться человеческими победами над природой, за каждую такую победу над собой она отомстит. Каждая из таких побед имеет, как те последствия, на которые люди рассчитывают, так и те, непредвиденные, которые очень часто уничтожают значение первых.
Человек, как субъект бытия, не только адаптировался к условиям природной среды, но в процессе деятельности адаптировал её к себе, преобразовывал в соответствии с постоянно возрастающими потребностями и поставленными целями. Технико-технологическое воздействие человека на природу существенно изменило экологический баланс планеты и человечество, адекватно этому изменению, ощутило какие опасности для его дальнейшего существования представляют загрязнённая атмосфера, истощённая почва, заражённый химическими сбросами водный бассейн, а также, последствия исчезновения с лица Земли тысяч видов флоры и фауны.
Социум в результате собственной деятельности вступил в острое противоречие с условиями своего обитания, не оставив в стороне и космос. Космический мусор от орбитальной деятельности постепенно скапливается в околоземном пространстве. Это и случайно оставленные космонавтами в открытом космосе предметы, и сошедшие с орбиты космические аппараты, и иные напоминания пребывания человека в космосе. Это "наследство" предметно скажется на результатах космической деятельности будущих поколений, в силу чего, экологическая сфера жизни общества будет весьма тесно связана с формирующейся сейчас космической сферой, как нового системообразующего института общественной жизни.
Человек, превращая всё большую часть природы, космоса в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к физическому естеству, что должно обострять в нём чувство ответственности за свои преобразующие действия, а не притуплять их. Здесь находит своё конкретное выражение философский принцип диалектического соотнесения свободы и ответственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность. Этот принцип имеет и глубокий нравственно-эстетический смысл, который должен практически выражаться посредством формирования экологического сознания индивида и общества.
Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе, без которого невозможно, во-первых, осуществление практических задач; во-вторых, совершенствование самого человека, как порождения универсума и, соответственно, системное развитие общества. Финансовый кризис конца первого десятилетия XXI в., который разбалансировал планету — просто эпизод в сравнении кризисом экологическим, который может разразиться в мире в ближайшие десятилетия третьего столетия. В частности, в начале третьего столетия в материалах Всемирного фонда природы WWF "Живая планета" было отмечено, что мир стремительно приближается к истощению природных ресурсов, а потребность человечества в них постоянно растёт. Таким образом, уже сейчас нужды человека на 30% превышают возможности нашей планеты. Среди наиболее тревожных синдромов состояния Земли 30-процентное сокращение численности почти в пяти тысячах популяций животного мира. Это произошло за последние 35 лет. Вызвано это вырубкой лесов, влиянием дамб, изменением климата, загрязнением вод, истощительным выловом морских биоресурсов. Сокращение ресурсов и разрушение экосистем приведут к массовой стагнации, сопровождаемой инфляцией, из-за чего рухнет ценность инвестиций, в то время как цены на продукты питания и энергию стремительно взлетят. Лидерами среди разрушающего воздействия на биомир планеты являются США, Китай и Индия, экологический след которых вдвое превышает их биопотенциал.
Поэтому возрастает проблема формирования экологического сознания общества, о чём мы уже говорили в предыдущей лекции. То есть индивид, социум, человечество должны осознать себя как единое целое в своём отношении к природе, а не добиваться бездумного первенства над ней, сохранять планету, а не разрушать её. Формирование экологического сознания общества теснейшим образом связано с деятельностью по предотвращению любых видов войн, обеспечению мира на планете, снятию террористических угроз, уничтожению накопленных запасов оружия массового поражения, недопущению применения ядерного оружия ("ядерная зима", как результат ядерной войны, может иметь для человечества глобальные последствия, даже несравнимые с упавшими 251 млн и 65 млн лет назад на землю астероидами, в корне изменившими ход эволюции на планете).
Всё это фактически подтверждает, что экологическая сфера жизни общества исторически основана на одной из его базовых форм общественной деятельности — экологической и является самостоятельным системообразующим институтом жизни общества со своей внутренней функциональной структурой, правилами, принципами, нормами, культурой. Они объективированы потребностями, способностями, деятельностью и отношениями общества.