Экологические требования при установлении защитных и охранных зон

Российское экологическое законодательство предусматривает необходимость установления и создания защитных и охранных зон в целях уменьшения негативного воздействия продуктов антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье граждан.

Исчерпывающего перечня охранных и защитных зон экологическое законодательство не содержит. Например, посвященная данному вопросу ст. 52 Закона об охране окружающей среды не упоминает о зонах санитарной охраны (они подразделяются на несколько поясов со своим специальным режимом), которые должны устанавливаться в любом населенном пункте, где есть водопровод.

В зависимости от цели, преследуемой при их установлении, все охранные и защитные зоны можно разделить на две группы:

а) зоны, предназначенные для охраны объекта от антропогенного загрязнения или вредного физического воздействия, поступающего извне. К таким объектам относятся природные объекты, особо охраняемые природные территории, а также объекты, созданные человеком и имеющие особое значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической и государственной безопасности, иных общественно полезных целей;

б) зоны, устанавливаемые в целях защиты населения и территорий от негативного воздействия опасного промышленного или иного экологически опасного объекта.

Общим для двух рассматриваемых разновидностей охранных и защитных зон является установление в пределах их территорий ограничений на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды.

Ярким примером первой группы являются охранные зоны ООПТ и водоохранные зоны.

Так, согласно п. 3 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях, в целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Согласно п. 3 ст. 8 Закона охранные зоны могут создаваться вокруг государственных природных заповедников на прилегающих территориях, а согласно п. 7 ст. 12 – вокруг национальных парков.

Среди всех категорий ООПТ, существует определенная специфика правового положения лечебно-оздоровительных местностей и курортов, охрана которых осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Так, согласно п. 3 ст. 16 Закона о природных лечебных ресурсах, в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Согласно ст. 65 ВК водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до 10 км – в размере 50 м; от 10 до 50 км – в размере 100 м; от 50 км и более – в размере 200 м.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Статус охранной зоны со специальным правовым режимом экологическое законодательство придает охранной зоне гидрометеорологического объекта.

Согласно п. 3 ст. 13 Закона о гидрометеорологической службе, в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Под стационарным пунктом наблюдений понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения. Вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны. Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий.

Типичным случаем второй разновидности зон являются охранные зоны хозяйственного объекта, под которыми понимается территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вокруг (вдоль) соответствующего хозяйственного или иного (например, транспортного) объекта в целях обеспечения нормальных условий его эксплуатации и уменьшения его негативного воздействия на состояние окружающей среды.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны. Под ними понимаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.

Защитные зоны могут устанавливаться на загрязненных радиоактивными или химическими веществами землях.

Например, особый правовой статус имеет зона защитных мероприятий – территория вокруг объекта по хранению химического оружия или объекта по уничтожению химического оружия, в пределах которой осуществляется специальный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций. Площадь указанной зоны в соответствии со ст. 1 Закона об уничтожении химического оружия зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня загрязнения окружающей среды и утверждается Правительством РФ.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются вокруг экологически вредных промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в соответствии с санитарными правилами.

Например, применительно к вопросу обеспечения радиационной безопасности, законодатель понимает под СЗЗ территорию вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. Как указывается в ст. 1 Закона о радиационной безопасности в СЗЗ запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль.

Таким образом, СЗЗ призваны создать барьер между жилой застройкой и предприятиями либо иными объектами, являющимися источниками вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на состояние окружающей среды.

Вопросы, связанные с созданием СЗЗ, регулируются санитарными правилами, в соответствии с которыми, все промышленные предприятия, их отдельные здания и сооружения в зависимости от мощности, условий осуществления технологического процесса, характера и объема вредного воздействия подразделяются на пять классов, для которых устанавливаются соответствующие размеры санитарно-защитных зон: 1000, 500, 300, 100 и 50 м. Санитарными правилами предусмотрен ряд условий, при наличии которых размер СЗЗ может быть увеличен. Проекты таких зон утверждаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам.

Санитарно-защитные, защитные и охранные зоны могут располагаться в пределах нескольких категорий земель, главным образом, земель населенных пунктов и земель специального назначения.

Под последними понимаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, а также обеспечения иных специальных задач. Главная отличительная черта правового режима земель данной категории заключается в том, что их основным целевым назначением является служить пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного назначения. Отсюда вытекают и соответствующие требования к этим землям, как с точки зрения их размеров, так и с точки зрения особенностей их качественного состояния и хозяйственного использования.

Для размещения объектов промышленности, транспорта (а равно и иных видов строительства) должны предоставляться в первую очередь земли, не пригодные для сельскохозяйственного использования, а если таких нет – сельскохозяйственные угодья худшего качества.

В подавляющем большинстве случаев охранные зоны вокруг объектов, расположенных на землях специального назначения, устанавливаются в целях снижения антропогенного давления этих объектов на окружающую среду. Более редким исключением является установления ограничений и запретов в охранных зонах, обусловленных необходимостью охраны этих объектов от факторов окружающей среды (например, запрет вести земельные работы в охранной зоне автомагистрали в целях недопущения оползней, способных разрушить трассу).

Новеллой экологического законодательства является выделение п. 2 ст. 52 Закона об охране окружающей среды в кварталах, микрорайонах городских и сельских населенных пунктов следующих видов охранных и защитных зон: а) территории; б) зеленые зоны, включая лесопарковые зоны; в) иные зоны с ограниченным режимом природопользования.