Экологические требования при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств
Повышение уровня жизни российских граждан привело к бурному росту у них количества частного автомототранспорта. Это повлекло за собой ряд экологических и иных последствий (увеличение количества "пробок" на дорогах, дополнительные бюджетные расходы по развитию автомобильных магистралей и т.д.). В части наиболее заметных экологических последствий следует отметить увеличение вредных выбросов в атмосферу выхлопных газов, а также различных отходов от эксплуатации автомобиля (незаконное размещение на свалках отработанных масляных фильтров, старых покрышек и т.д.).
Все это обусловило включение в Закон об охране окружающей среды специальной ст. 45, определяющей требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств.
Согласно данной статье, юридические лица при производстве и эксплуатации, а граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок не превышение установленных технических нормативов выбросов. Под такими нормативами понимается норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели.
Для достижения такой цели производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускается только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.
Органы государственной власти могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
В Российской Федерации запрещается производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, ОГЛАВЛЕНИЕ вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством РФ.
С 1 января 2008 г. в Российской Федерации осуществлен переход на новые стандарты качества топлива "Евро-3". В отличии от ранее существовавших стандартов, в "Евро-3" значительно снижена концентрация свинца, смол, бензола и иных веществ. Соответственно повышение экологичности топлива со временем приведет и к замене автомобильного парка россиян.
Наряду с вышеуказанными общими требованиями, существуют специальные экологические требования при эксплуатации транспорта, которые сформулированы либо в рамках транспортного законодательства, либо в специальных эколого-правовых актах.
Так, Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устанавливает обязанность проведения работ по обеспечению экологической безопасности на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на владельцев инфраструктур, перевозчиков и организации, индивидуальных предпринимателей, выполняющих вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом.
Экологический фактор учитывается и при правовом регулировании отношений по эксплуатации автомобильного транспорта. При этом наряду с традиционными методами охраны окружающей среды от негативного воздействия автомототранспорта (нормирование и т.д.), экологическое законодательство предусматривает и ряд новелл. В их числе Федеральный закон от 22.03.2003 № 34-Φ3 "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации", запретивший в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду производство и оборот этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации с 1 июля 2003 г.
В качестве самостоятельного блока экологического законодательства следует отметить законы, устанавливающие специальное регулирование деятельности по транспортировке опасных отходов, химических и радиоактивных веществ и т.д., что обуславливает введение дополнительных требований к эксплуатации транспортного средства в целях снижения вероятности утечки (потери) вредного вещества. Кроме того, федеральные законы и подзаконные акты устанавливают некоторые особенности эксплуатации транспортных средств в границах особо охраняемых природных территорий.
Однако, несмотря на принимаемые меры, совокупные потери от вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду по оценкам экспертов в 2–2,5 раза превышают ущерб от ДТП. Это вызвано, в том числе, и тем, что большинство транспортных средств, включая новые, имеют повышенную эмиссию токсичных газов.
Проводимая некоторыми автомобильными корпорациями в рекламных целях компания по созданию безопасного автомобиля не дает ощутимого эффекта из-за их стоимости и ограниченности мощности электростанций для обеспечения их энергией в массовом масштабе. Не решает проблему и переход на альтернативные виды топлива (природный газ, пропан, бутан и т.д.), в процессе горения которых образуется много токсичных компонентов, в том числе формальдегид. К весьма дорогостоящему и недостаточно эффективному средству обеспечения экологической безопасности можно отнести обеспечение транспортных средств системами нейтрализации отработанных газов, наличие которых само по себе способствует повышению расхода топлива и образованию некоторых вредных веществ (аммиак).
Эксплуатация транспортных средств имеет и еще один экологический аспект, не регулируемый законодательством. Увеличение количества транспортных средств привело к увеличению выездов граждан "на природу", что повлекло увеличение количества грунтовых дорог и просек, которые, быстро разрушаясь, поглощают иные территории[1].