Экологические правонарушения
За нарушения законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Экологическая преступность — сложная совокупность экологических преступлений, то есть общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.
Экологические преступления являются одним из наиболее общественно опасных и распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с другими экологическими правонарушениями по тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического, социального характера они представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности, что предельно остро выражается:
— в катастрофическом ухудшении качества среды обитания, ведущем к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда населения;
— в образовании зон экологического неблагополучия и бедствия; деградации возобновимых природных ресурсов (почв, рыбных, лесных ресурсов и др.);
— в истощении невозобновимых природных ресурсов (минерального сырья, углеводородных энергоносителей);
— в возрастании риска крупных техногенных катастроф;
— в ухудшении качества поверхностных и подземных вод, прибрежных вод морей;
— в распространении радиоактивного загрязнения;
— в загрязнении воздушного бассейна и опасном изменении климата;
— в опасном загрязнении продуктов питания.
Наибольшее количество экологических преступлений
выявляется обычно в виде браконьерства, незаконной рубки леса, загрязнения почв и растительного покрова. В условиях перехода к рыночным отношениям опасность последствий этих видов преступлений постоянно возрастает. В последнее время наблюдается значительный рост новых видов преступлений, вызывающих еще большие негативные последствия экологического характера. Это хищение и нелегальная разработка невозобновимых природных ресурсов, незаконное использование добытого минерального сырья, ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, самовольный захват земель, ввоз в Россию и захоронение особо опасных токсичных отходов, вредных для человека продуктов питания и других потребительских товаров; размещение на территории России зарубежных экологически вредных для природной среды технологий и производств; экологический терроризм и экоцид.
Особую социально-экологическую опасность для России и мирового сообщества представляет экологическая контрабанда. Основными ее видами являются: незаконное трансграничное перемещение ядерных расщепляющихся материалов, радиоактивных веществ и отходов источников ионизирующего излучения; незаконный ввоз в Россию опасных отходов из зарубежных стран; незаконный экспорт и импорт озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; незаконный вывоз из России редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны.
Наиболее распространен в настоящее время незаконный вывоз стратегически важных сырьевых ресурсов, непосредственно вызывающий истощение и деградацию природной среды России.
Повышенную экологическую опасность представляет, хотя непосредственно и не относящийся к экологическим преступлениям, так называемый технологический терроризм — незаконное использование ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, ядерных, радиоактивных, высокотоксичных химических веществ, патогенных микроорганизмов, а также выведение из строя, разрушение или захват ядерных, химических или иных объектов, систем жизнеобеспечения городов и промышленных центров для достижения политических, экономических и иных целей.
Самым экологически опасным результатом совершения всех названных преступлений может быть уничтожение самой биологической основы жизни человека на Земле.
Опасность дальнейшего преступного загрязнения окружающей среды в России вызвана не только отмеченными выше намерениями и действиями отдельных представителей бизнеса, но и пренебрежением отечественными производственниками экологических требований законодательства и национальных природоохранных интересов. Именно этим объясняется, что большинство производственных предприятий включает расходы на природоохранные цели в себестоимость продукции и тем самым уклоняется от осуществления реальной охраны окружающей природной среды и исполнения экологических норм и требований природоохранительного законодательства.
Экономические причины совершения экологических преступлений, не связанных с должностным статусом граждан, также многообразны. В их числе резкое снижение уровня жизни, сопровождаемое безработицей, невыплатой зарплаты, утратой возможности бесплатного или льготного лечения, образования. Именно по этим причинам широкий масштаб получили браконьерство, самовольный захват земли для личных нужд, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и другие правонарушения. Совершающие эти преступления лица, потеряв легальные источники существования в результате экономических трудностей, часто идут на это вынужденно. Однако наиболее распространенными причинами экологических преступлений для этой категории лиц являются те, которые присущи совершающим преступления но корыстным мотивам (незаконная порубка леса, отстрел редких животных, незаконный рыбный промысел) и даже из хулиганских побуждений (поджоги леса).
Рост экологической преступности происходит и из-за несовершенства законодательства об ответственности за экологические правонарушения (множество отсылочных норм, несогласованности между актами и нормами, недостаточно четкие формулировки правовых норм), а также из-за принятия субъектами РФ законодательных актов, объявляющих исключительное право собственности на все природные объекты своих территорий, что противоречит Конституции РФ. Существенное влияние па рост экологической преступности все больше оказывает снижение активности контролирующих органов и должностных лиц предприятий в сфере охраны окружающей природной среды, вызванное изменением экономической ориентации государства на рост потребительских интересов в использовании природного сырья, инициирование и развертывание
расточительного в природоресурсном отношении предпринимательства.
К причинам роста экологической преступности следует также отнести заметное снижение в последние годы уровня взаимодействия правоохранительных и природоохранных органов по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и других экологических правонарушений, несовершенство системы государственных органов специального управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования, их малоэффективную деятельность; непоследовательность в реализации законодательно закрепленного принципа разграничения контрольно-надзорных и хозяйственно-распорядительных функций в указанной области; слабое информационное обеспечение деятельности по организации борьбы с экологическими преступлениями; недостаточную материально-финансовую обеспеченность контрольно-инспекционных служб, слабую правовую и социальную защиту инспекторского состава природоохранных органов; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологической преступностью.
Государство не уделяет должного внимания борьбе с экологическими преступлениями и правонарушениями. Консолидации сил и средств для защиты законных экологических прав и интересов личности, общества, государства могло бы способствовать формирование системы экологической юстиции, включая экологическую милицию, природоохранные прокуратуры, экологические суды и другие специализированные правоприменительные органы.
К числу главных задач экологической юстиции следует отнести: предупреждение преступлений и иных экологических правонарушений; выявление и устранение условий, их порождающих; координацию деятельности по борьбе с этими правонарушениями; формирование предпосылок для снижения причиняемого вреда экологическим и связанным с ними иным интересам личности, общества, государства, а также активное содействие созданию и совершенствованию правовой основы обеспечения жизни и устойчивого развития настоящего и будущих поколений российского общества в экологически благоприятной природной среде.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране окружающей среды. В частности, предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований:
— при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
— при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
— при нарушениях законодательства об экологической экспертизе;
— при сокрытии или искажении экологической информации;
— при порче земель, использовании земельных участков не по целевому назначению;
— при нарушениях требований по рациональному использованию недр;
— при нарушениях правил охраны водных объектов, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;
— при нарушениях правил охраны атмосферного воздуха;
— при нарушениях правил использования лесов, уничтожении мест обитания животных, нарушениях правил пожарной безопасности в лесах, уничтожении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;
- при невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Административная ответственность за совершение вышеуказанных административных правонарушений установлена в виде административного штрафа и административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, обязательных либо исправительных работ, а также лишения свободы на определенный срок за совершение экологических преступлений (гл. 26 УК РФ). Как правило, действия лица образуют состав преступления, в отличие от административного правонарушения, в том случае, если в результате их совершения причинен значительный материальный ущерб либо существенный вред здоровью человека, окружающей среде, животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, атмосферному воздуху или морской среде.
Экологическим преступление возникает тогда, когда оно посягает на природный компонент, находящийся в неразрывной связи с окружающей природной средой. В этом смысле не относятся к экологическим такие составы, как жестокое обращение с домашними животными (ст. 245 УК РФ), и т.д.
Объектом экологических преступлений являются общественные отношения по охране окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятных для человека и иных живых существ, природных условий и обеспечению экологической безопасности людей.
Предметами экологических преступлений являются конкретно обозначенные природные ресурсы: воздух, вода, земля, животный мир, леса и др.
Экологические преступления могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Уголовной ответственности за совершение экологических преступлений подлежат лица, достигшие 16-лстнего возраста.
Исходя из содержания гл. 26 УК РФ, представляется обоснованным выделить следующие виды экологических преступлений:
1) преступления, влекущие причинение вреда отдельным элементам природы при осуществлении деятельности, посягающей на экологический баланс: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами; загрязнение вод; загрязнение атмосферы; загрязнение морской среды; порча земли; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
2) преступления, посягающие на основы должной сохранности недр: нарушение правил охраны и использования недр; нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации;
3) преступления, посягающие на объекты животного и растительного мира (фауны и флоры): нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов; нарушение правил охраны водных биологических ресурсов; незаконная охота; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; незаконная рубка лесных насаждений; уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Уголовная ответственность установлена за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
Уголовно наказуемыми деяниями являются загрязнение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения, атмосферы, морской среды, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, атмосферному воздуху или морской среде.
Уголовная ответственность установлена за порчу земли, в частности отравление, загрязнение земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке в случае, если это повлекло причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
За нарушение правил охраны и использования недр, незаконную добычу водных биологических ресурсов, незаконную охоту, установлена уголовная ответственность в случае, если эти деяния причинили крупный ущерб, совершены с применением каких-либо способов массового уничтожения животных, совершены на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
5 ноября 1998 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление № 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения". В данном постановлении обращено внимание судов на то, что при рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.
В частности, разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка — нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула, массовой гибелью птиц и животных на определенной территории (при этом уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза); экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных или древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений, уровнем деградации земель и т.п.
Рассматривая дела, связанные с нарушениями экологического законодательства, судам следует в каждом конкретном случае выяснять размер нанесенного ущерба. При определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.
При решении судами вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного.
В случае причинения крупного ущерба незаконной добычей водных животных и растений либо незаконной охотой необходимо установить причинную связь между действиями виновного и их последствиями.
При этом судам надлежит в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное, исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.
К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ.
Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
При наличии оснований судам следует обсуждать вопрос о необходимости назначения виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В этом случае характер совершенного экологического преступления должен предопределяться занимаемой должностью или осуществляемой деятельностью. Если содеянное по своему характеру не связано с должностным положением или профессиональной деятельностью виновного, он не может быть лишен права занимать эту должность или заниматься такой деятельностью.
Привлечение лица, виновного в совершении правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Помимо уголовной и административной ответственности законодательно установлена дисциплинарная ответственность должностных лиц и работников организаций в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, а также законодательством о государственной и муниципальной службе.