Экологические правонарушения
Глава 8 КоАП включает 43 статьи и наряду с гл. 5 относится к наиболее пространным главам Особенной части КоАП. Рассматриваемые административные правонарушения во многих случаях устанавливают обременительные имущественные санкции в виде административного штрафа, исчисляемого в фиксированной денежной сумме, его максимальный размер, установленный КоАП для организаций - до 1 млн руб., предусмотрен ч. 1, 2 ст. 8.10 и ч. 4 ст. 8.32 КоАП.
При совершении правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17, ст. 8.20 КоАП, административный штраф исчисляется на основе редко применяемого критерия - в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения (см. п. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП). Назначение административного штрафа, исчисляемого на основе такого критерия, в максимально возможном для организаций размере - в сумме трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом правонарушения, предусмотрено ч. 2 ст. 8.17 КоАП.
К другим имущественным санкциям, часто назначаемым при совершении рассматриваемых проступков, относятся конфискация (ч. 1-3 ст. 8.17, ч .1-2 ст. 8.18, ст. 8.19, 8.20, ч. 2, 3 ст. 8.26, ч. 2 ст. 8.28, ст. 8.34, 8.35, ч. 1-3 ст. 8.37, 8.39 КоАП, применительно к ч. 2 ст. 8.28 КоАП предусмотрена безальтернативная конфискация) и административное приостановление деятельности субъекта предпринимательства (см. ст. 8.2, 8.3, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.12, ч. 2 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ч. 1, 3 ст. 8.21, ч. 2, 3 ст. 8.31, ст. 8.38, ч. 3, 4 ст. 8.40 КоАП). Административное приостановление деятельности применяется наиболее часто именно при совершении рассматриваемых правонарушений: гл. 8 предусмотрено 13 составов, устанавливающих это наказание, что составляет примерно треть их общего количества.
При совершении правонарушений, установленных ч. 2, 3 ст. 8.17, ч. 1, 2 ст. 8.18, ст. 8.19, 8.20 КоАП, конфискация может быть применена к специальному объекту недвижимости - морскому судну, а применительно к ч. 1, 2 ст. 8.18, ст. 8.19, 8.20 КоАП - также к воздушному судну (см. абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК). Конфискация недвижимых вещей в качестве административного наказания предусмотрена КоАП только при совершении указанных правонарушений (объектом конфискации во всех остальных случаях могут быть только движимые вещи).
Административное наказание в виде лишения специального права предусмотрено только санкцией ч. 1 ст. 8.37 КоАП. Таким образом, наказания, влекущие релятивные имущественные обременения нарушителя применяются редко.
При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17, ст. 8.18-8.20 КоАП в отношении российских и иностранных судов, явившихся орудием совершения административного правонарушения на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ, может быть применена мера административного пресечения в виде залога за арестованное судно. В отношении иностранных судов в указанных случаях предусмотрено обязательное применение этой меры административного пресечения (см. ст. 27.18 КоАП).
При квалификации экологических правонарушений следует учитывать особенности их субъектного состава. Индивидуальные предприниматели являются самостоятельными субъектами административных правонарушений, установленных ст. 8.2, 8.3, 8.6, ч. 2 ст. 8.12, ч. 2 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ч. 1, 3 ст. 8.21, ч. 2,3 ст. 8.31, ст. 8.38, ч. 3 ст. 8.40 КоАП, при квалификации этих правонарушений не применяется общая дефиниция должностного лица (см. прим. к ст. 2.40 КоАП). В остальных случаях индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи КоАП для должностных лиц.
К экологическим проступкам относится также нарушение порядка сбора, обработки и распространения экологической информации (см. ст. 8.5 КоАП). Сокрытие и искажение экологической информации представляют собой деяния, совершаемые умышленно, что предопределяет их особую общественную опасность. Аккумуляция и аналитическая обработки экологической информации производятся в целях обеспечения публичных потребностей (например, в целях обеспечения экологической безопасности), такая информация может быть востребована гражданами и в этих случаях должна быть им предоставлена в письменной или вербальной формах в соответствии с федеральным законом (см. также ч. 3 ст. 41 и ст. 42 Конституции РФ).
При квалификации рассматриваемого правонарушения необходимо учитывать его корреляцию с информационными правонарушениями, предусмотренными ст. 5.39, при этом умышленное искажение экологической информации квалифицируется по ст. 8.5 КоАП, а противоправное распространение такой информации, например представление гражданам заведомо недостоверных экологических сведений, подлежит квалификации по ст. 5.39 КоАП.
Административная ответственность за совершение экологического проступка, как правило, обусловлена нарушением субъектом предпринимательства порядка публичного санкционирования, в том числе лицензионных требований, предъявляемых к природопользователям-лицензиатам (см. ст. 8.1-8.3, ч. 1-2 ст. 8.13, ч. 2 ст. 8.14, ч. 1-2 ст. 8.17, ч. 1-4 ст. 8.40 КоАП), либо требований, установленных разрешительным документом (ст. 8.20, ч. 1 ст. 8.21, ч. 2 ст. 8.24, ч. 2 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.37 КоАП). Несоблюдение лицензиатом указанных требований влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые к нарушителю независимо от его привлечения к административной ответственности.
К субъектам экологических правонарушений относятся не только физические и юридические лица частного права, в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 8.4 КоАП, субъектом правонарушения может быть только публичное должностное лицо - сотрудник муниципального органа, ответственный за рассмотрение заявлений о проведении общественной экологической экспертизы. В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными объединениями, предназначением которых является охрана окружающей природной среды. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявлений общественных объединений о ее проведении.
Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи указанного заявления обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано:
o если экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
o если экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
o если порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
o по другим основаниям, исчерпывающий перечень которых определен п. 1 ст. 24 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ.
Отказ в государственной регистрации по другим основаниям рассматривается как незаконный и влечет за собой применение к нарушителю мер административной ответственности, предусмотренных ч. 3 ст. 8.4 КоАП.