Экологические права граждан и юридических лиц
Теоретической и практической проблемой экологического права становится на основе конституционного статуса личности в области экологии формирование эколого-правового статуса граждан, где могут конкретизироваться и совмещаться природоохранные и природоресурсные права и обязанности граждан и созданных ими общественных объединений.
Глобальный экологический кризис обусловливает привлечение интереса науки, общества, государства и внимания к экологическим правам граждан, исторической обусловленности, содержанию и развитию экологических, публичных и частных интересов, к месту человека в природе и мироздании, к обеспечению их взаимной безопасности. Потребительский и природоресурсный характер отношений "общество – природа" медленно, постепенно, но неуклонно должен уступать свое место природоохранным приоритетам, что не может не отражаться на деятельности всех физических и юридических лиц.
Наиболее массовыми и главными участниками экологических отношений являются граждане и юридические лица, обладающие соответствующим правовым статусом, то есть правами и обязанностями в области использования и охраны природных ресурсов, обеспечивающими экологическую безопасность общества и государства. В системе организационно-правового механизма обеспечения действия российского права правовому статусу природопользователей принадлежит существенная роль, которой корреспондируют многочисленные функции и обязанности государства, его органов и должностных лиц, что будет рассмотрено ниже. Экологические составляющие статуса личности играют немаловажную роль в его общем социальном статусе; государства, провозглашающие себя социальными, демократическими, правовыми, заявляющие о своей политике, направленной на обеспечение достойной жизни своих граждан, не могут не заботиться о включении экологических прав и принципов в общечеловеческие обязательные ценности, в деятельность всех своих органов и учреждений[1].
На этом пути предстоит еще немало сделать. Экологические права граждан, реализация которых влияет на состояние экологической безопасности, могут быть классифицированы по нескольким основаниям; это – конституционные (основные) и иные экологические права; права граждан и права их общественных объединений; природоохранные и природоресурсные права; непосредственно экологические (специальные) и иные, общие (то есть косвенно влияющие на соблюдение права на природопользование). Эти классификации полезны для инвентаризации и анализа экологических прав и обязанностей.
Экологические законы и доктрина РФ обоснованно увязывают деятельность по охране окружающей среды с обеспечением экологической безопасности и здоровья граждан как основной целью, как главным принципом этой деятельности. Согласно ч. 6 ст. 2 ФЗ об охране окружающей среды отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Права граждан как высшая ценность должны, согласно ст. 2 и 18 Конституции, определять смысл, ОГЛАВЛЕНИЕ и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поэтому признанию, соблюдению и защите экологических прав в современных условиях реализации второй десяток лет требований Основного закона страны необходимо уделять повышенное внимание наряду с требованиями выполнения соответствующих экологических обязанностей граждан (ст. 58 Конституции), должностных лиц, органов публичной власти.
Права на охрану здоровья, на обеспечивающую его благоприятную природную среду хотя и не относятся к первому поколению прав, но имеют в настоящее время первостепенное и всеобщее значение. Они касаются каждого, находятся в настоящее время в первом ряду прав по своей приоритетности, жизненной необходимости и весомости, в значительной мере пересекаются с другими основополагающими правами и законными интересами граждан, зависят от них[2].
Эколого-правовой статус граждан и юридических лиц тесно связан с:
– нахождением природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции); все они признаются и защищаются равным образом (ч. 2 ст. 8 Конституции);
– правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции); этот выбор может учитывать состояние природной среды проживания, природные компоненты, факторы и характеристики объектов недвижимости;
– правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции), включая осуществление ее с использованием природных ресурсов либо в целях охраны окружающей среды;
– свободным правом собственников владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ст. 36 Конституции); эти ограничения прав собственников природных ресурсов распространяются на все формы собственности и развиваются в ст. 129, 209 и других ГК;
– правом на груд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и правом па отдых (ст. 37 Конституции); экологическая безопасность предприятия и на предприятии зависит от природоохранной, хозяйственной и иной деятельности предприятия, оказывающей влияние на состояние внутренней антропогенной и окружающей природной среды; отдых на природе ввиду усиливающейся урбанизации занимает все большее место, становится необходимым для большинства населения, и рекреационный потенциал природной среды должен использоваться все чаще и возрастать;
– правом каждого на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции), например к дендрологическим паркам и ботаническим садам, к памятникам природы, историко-культурным и природным комплексам (Мамаев Курган в Волгограде, Петергофские фонтаны и природный комплексы).
Увязка эколого-правового статуса граждан с конституционным статусом личности в области экологии позволяет сделать шаг к их дальнейшей теоретической разработке и приблизить решение практических задач по их реализации наряду с исполнением экологических обязанностей.