Лекция 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Экология — это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов и среды их обитания, законы развития и существования биогеоценозов как комплексов взаимодействующих живых и неживых компонентов в различных участках биосферы.

Слово "экология" как уже говорилось в предисловии, впервые употребил немецкий биолог Эрнст Геккель, обозначив им биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей средой. В настоящее время это понятие стало употребляемым и привычным во всем мире, породило "экологизацию" современных научных дисциплин, определило способ мышления и поведения для наиболее образованной и прогрессивной части человечества. Экология по праву стала одной из сторон гуманизма, духовности, понимания единства человека и природы, высокой культуры.

Основу всей жизнедеятельности человека, источник ресурсов его хозяйства составляет окружающая нас природа. Однако человечество очень долго обходило и замалчивало проблемы воздействия цивилизации на окружающую среду.

Впервые эти вопросы были подняты В. И. Вернадским, который доказал, что по мощности воздействия на биосферу антропогенные процессы к началу XX в. стали сопоставимы с геологическими и другими естественными процессами. Понадобились десятилетия для того, чтобы научная мысль пришла к выводу о том, что развитие цивилизации настоящими темпами и в существующей форме неизбежно ведет к разрушению природы и несовместимо с возможностями выживания человека как биологического вида.

Экологические закономерности проявляются на уровне особи, популяции особей, биоценоза, биогеоценоза и биосферы в целом. Понимание этого является основополагающим в развитии экологии как науки, изучающей природу как человеческий дом и доказывающей, что он незаменим, уникален, неповторим, но при этом хрупок, уязвим и нуждается в защите от разрушительных последствий развития цивилизации. Таким образом, наука, ранее ориентированная на изучение отдельных видов, популяций и элементарных сообществ, перенесла центр внимания на всю биосферу как совокупность живых организмов на Земле. Возникла экология человека как всякого живого существа; человеческого общества как особой совокупности живых организмов.

Если проследить последовательность этапов развития экологии, то вначале это были два частных раздела ботаники и зоологии, изучающие взаимодействие организмов с окружающей средой. К середине XX в. экология как наука, превратилась в отрасль биологии, изучающую еще и надорганизменные системы, совокупность организмов вместе с окружающей средой, называемую общей экологией. В настоящее время экология приобрела междисциплинарное, общенаучное значение и получила статус всеобщей экологии.

Всеобщая экология — наука методологическая, создающая научные методы познания действительности, ее выводы находят применение в различных областях человеческой деятельности.

В соответствии с этим основными задачами экологии являются:

— постижение законов функционирования и развития биосферы как целостной системы;

— изучение реакций компонентов окружающей среды на возмущающие воздействия естественного и антропогенного происхождения;

— определение допустимых пределов воздействия человеческой цивилизации на окружающую среду;

— разработка концептуальных представлений и рекомендаций относительно путей развития общества, которые гарантировали бы соблюдение пределов воздействия на окружающую среду, существование и развитие последней.

В науке экологии осуществляется синтез многих научных дисциплин — биологии, геологии, физики, химии, географии, экономики, социологии, математического моделирования, правоведения и др.

Экологические проблемы требуют широкого философского осмысления, создания новых этических концепций. В экологии сложнейшие научные построения соседствуют с прикладными вопросами, которые требуют немедленного решения. Структура науки экологии схематично изображена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Структура современной экологии

Таким образом, можно сделать вывод, что экология — не просто научная дисциплина, она представляет собой проблемно ориентированную систему научных знаний.