Экологическая политика

Экологическая политика — это политика по отношению к окружающей природной среде. Данное понятие используется с конца 80-х — начала 90-х гг. XX в. При этом под политикой, как правило, понимают науку о целях и задачах государства и о средствах, которые необходимы для достижения поставленных целей. Появление термина "экополитика" свидетельствует о признании человеческим обществом третьего измерения в политике — экологического. Появилась необходимость рассматривать экономические, социальные и экологические цели и задачи государства как единую систему.

Иерархия экополитики, по Н. Ф. Реймерсу, состоит как минимум из четырех уровней. Рассмотрим их.

Международно-глобальная экополитика заключается в проведении международно-правовых, политических и внешнеполитических акций с учетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, мирового потенциала природных ресурсов и их глобального размещения. Например, устанавливаются экономические зоны в Мировом океане, квоты (доли, нормы) на изъятие тех или иных запасов природных ресурсов, согласуется плата за загрязнение окружающей среды, вводятся запреты на сброс тех или иных веществ (например, промывных вод из танкеров, озоноразрушающих веществ) и т.д.

Региональная (макрорегиональная) экополитика охватывает интересы одного континента или иного крупного региона мира (Европы, Средиземноморья, бассейна Дуная и др.) и предусматривает создание пограничных заповедников, сотрудничество стран в контроле за трансграничным переносом загрязнений по воздуху, воде, установление региональных квот изъятия живых природных ресурсов и т.п.

Национальная (государственная) экополитика предполагает принятие и реализацию социально-экономических управленческих решений и международных договоров, касающихся экологического состояния территорий (акваторий, воздушного пространства) страны, ее природно-ресурсного потенциала.

Локальная экополитика — это аналог государственной в границах малых территориальных образований (например, бассейна реки, экономического района, политико-административных единиц). Она может включать региональную и местную экополитику.

Цели и задачи экополитики устанавливаются на глобальном и национальном уровнях. На региональном и местном уровнях они конкретизируются, исходя из специфики территории. Кроме того, определяются приоритеты, т.е. среди целей и задач экополитики выделяют первоочередные.

На национальном и региональном уровнях используется понятие стратегических целей. Это цели, задачи и приоритеты, приведенные в соответствие с особенностями территории, ее возможностями. Таким образом, выработка стратегии в области природопользования основывается на комплексном географическом анализе территории. Так, стратегическими целями Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются:

— учет экологических и природно-географических условий конкретных территорий при решении проблем развития экономики страны;

— сохранение генетического здоровья населения;

— рациональное использование природно-ресурсного потенциала России;

— сохранение биологического разнообразия.

Для реализации стратегических целей, исходя из внутренних и внешних объективных предпосылок, намечаются конкретные направления действии. Например, это разработка единой системы природоохранного законодательства, экологических нормативов, переход на международные экологические стандарты хозяйственной деятельности, формирование эффективной системы органов управления в области природопользования и т.п.

На основе выделенных направлений определяются механизмы их реализации и конкретные методы — инструменты экополитики.

Известно около 40 различных инструментов экополитики. Они делятся на фискальные и нефискальные. К нефискальным инструментам относят, например, правовое обеспечение природоохранной деятельности, экологическое нормирование, образование и др. Фискальные инструменты (непосредственно связанные с финансами) бывают двух типов:

а) связанные с государственными доходами (лицензирование природопользования, налоги);

б) связанные с государственными издержками (природоохранные целевые инвестиции, государственная поддержка экологических направлений НИОКР, государственное финансирование природоохранных мероприятий, экологических программ и пр.).

Россия на государственном уровне приступила к реализации идеи устойчивого развития. Правительство разрабатывает программные документы согласно Указам Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации но охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и от 1 апреля 1996 г. № 440 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".

Основные принципы экополитики реализуются в рамках Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, сущность которой сводится к следующему: переход к устойчивому развитию должен обеспечить в перспективе сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколений людей.

Подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач. Перечислим их.

1. Обеспечить стабилизацию экологической ситуации.

2. Добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления.

3. Ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

Все ветви власти в Российской Федерации призваны осуществлять природно-ресурсную и экологическую политику на основе принятых правовых актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды.