Экологическая обстановка в России
До определённой поры Россия, с её могучими просторами и завидным разнообразием природы, напоминала живую картинку из Библии – картинку о доброй земле, где в зелёных лугах и лесах в изобилии сочные травы, орехи и мёд; где привольно разливаются озёра и реки с играющей рыбой и кристально чистой водой; где в полях можно выращивать пшеницу и рожь; где камни – железо, а из гор высекается медь... Такая сказочная земля способна приносить вдоволь еды и всего другого, что нужно людям (6-Втор 8:7-9). Но эта волнующая картина реальна, повторим, до определённой поры. Уже в начале XX века (1915) Ро́занов с горечью пишет: "Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это – РОССИЯ. Но глупые дети всё растратили. Это РУССКИЕ" (33-294). И впрямь, экологическая ситуация в нашем Отечестве более чем удручающая. Сегодня положение таково, что острые языки уже перефразируют известные слова Мичурина следующим образом: "Мы не можем ждать милостей от природы... после всего того, что мы с ней сделали".
На рубеже XX–XXI веков значительная часть россиян дышит ядовитыми машинными выхлопами, пьёт грязную, а то и просто заражённую воду, потребляет подчас нездоровую или даже вредную пищу, ходит по напичканной опасными отходами земле; страдает нравственно от угнетающей видеоэкологии (пыль, мусор, загаженная земля, грязная зелень, нагромождения гаражей вместо уютных двориков, унылое однообразие серых кварталов городов). Всё это (плюс жуткая звукожология – рёв моторов, вой сигнализации, пугающие хлопки взрывов и лай собак, повсюду крикливость, грубость, брань) тоже способствует поддержанию в обществе атмосферы раздраженности, недружелюбия, озло́бленности, хамства...
Учёные выделяют шесть вариантов (уровней) состояния природы по степени её нарушенности человеком (рис. 8.31).
Рис. 8.31. Этапы (степени) ухудшения состояния природной среды под воздействием человека
Из них три последних этапа ведут к разрушению и уничтожению природной среды, а следовательно, и самих живущих в ней людей. По оценкам экологов, основная среда обитания российского населения достигла критического состояния (четвёртый этап), а ряд территорий – катастрофического (пятый этап). И это уже отзывается резким подъёмом заболеваемости в зонах экологического бедствия.
Недаром, по общемировым оценкам, среди сильно загрязнённых рек – наши Волга, Днепр, Дон; среди наиболее загрязнённых морей – Азовское, Балтийское, Чёрное; среди сорока худших по качеству жизни городов мира – Новосибирск и Казань. А 17-тысячный город Караба́ш Челябинской области, с его медеплавильным заводом, был признан ООН в 1999 году самым грязным местом на всей планете.
Но самое удручающее – почти полное равнодушие к экологическим бедам страны со стороны государства. Более того, его "силовые структуры" грубо и безнаказанно подавляют защитников внешней среды, допуская произвол, злоупотребления, сфабрикованные судебные преследования и т.п.
Как же надо не любить Родину, чтобы давить тех, кто хочет сделать её чище и привлекательнее?! И что же ещё более разрушительного должно произойти в израненной российской природе, чтобы общество и власти одумались и наделе озаботились экологией?
Конкретных путей улучшения ситуации множество, но главная задача – в корне изменить наше экологическое сознание. В России выросли целые поколения экологически равнодушных людей, которые свыклись с разрушением природы, отравлением среды, с неухоженностью и грязью вокруг. А "живя в нужнике, – язвительно замечает Пушкин, – поневоле привыкаешь к !!!<–>" (32-Х, 136).
Вот почему часть россиян с детства встаёт на путь безразличия к "зелёным проблемам": не задумываясь, отравляет воздух работающим на стоянке движком своего авто́, сливает в землю машинное масло, бросает аккумуляторы, обламывает кусты, деревья, издевается над животными и всё "делает под себя". Как будто это не их двор, не их улица, не их страна. Некоторым, похоже, поднеси урну для мусора хоть к носу, всё равно швырнут свой фантик па выметенный асфальт. Они словно бы задались целью подтверждать слова Библии о том, что "вымытая свинья идёт валяться в грязи" (36-2Пт 2:22). Как ни банальна[2] фраза: "число не там, где убирают, а там, где не сорят", она верна. Однако, чтобы не сорить, человек должен иметь духовную потребность в порядке и чистоте вокруг себя.
Ключевая роль в воспитании этой потребности принадлежит семье. Иные же родители закладывают "неэкологичность" в сознание своего ребёнка ещё в колясочном возрасте: когда, скажем "воспитательно" бросают под ноги окурки или, исполняя минутную детскую прихоть, ощипывают для него остатки дворовой зелени. А ведь и деревья, сочувственно замечает Монтень, "как будто издают стоны, когда им наносят увечья" (29-1-2,64). Значит, беспечные мамы и папы дают малышу наглядный урок черствости и эгоизма...
Стоит ли после этого удивляться нынешним экологическим бедам России? Таким, как варварское браконьерство, горящие леса, загубленные реки, ядовитый смог от машин, безжалостно уничтожаемые деревья и брошенные животные, битое стекло и острые консервные банки иод ногами, мусор и фекалии[3] на каждом шагу...
В стране уже десятки зон экологического бедствия: огромные залитые нефтью безжизненные поля в Ханты-Мансийском округе; "жёлтая зона" в Алтайском крае, жители которой отравлены топливом из отработавших ракет; насквозь пропитанный диоксином город Чапаевск в Самарской области (не зря его население в 1976–1999 годах сократилось с 87 до 83 тыс.)... Похоже, это и в наш адрес папа Иннокентий III ещё 8 веков назад сокрушался, что цветы и деревья порождают ароматы и плоды, а человек – отбросы и нечистоты (42-214).
Жёстко, но, к сожалению, справедливо отозвалась на экологическую запущенность страны наша беспокойная соотечественница Галина Вишневская: "Русские сегодня не любят Россию и живут в ней так, будто собираются куда-то уехать, как в коммунальной квартире, загаживая всё вокруг и не убирая за собой" (55-45/99,3).