Введение

Теория и методика физического воспитания исследуют общие законы структурного и функционального совершенствования человека в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и устанавливают принципиальные средства и методы их использования в спортивной практике.

Высокая эффективность этого процесса неразрывно связана с научно-методической подготовкой студентов. Решение этой проблемы предполагает сложную трансформацию научных знаний в знания научно-методические, являющиеся основой обучения и воспитания студентов. При этом необходимо иметь в виду, что объем научного содержания всегда шире содержания учебного предмета. Отсюда вытекает важность подбора и систематики учебного материала с учетом новых требований к студенту и спортивному педагогу.

Главное предназначение учебника состоит в том, чтобы раскрыть в системной форме те важнейшие проблемы современных учебно-спортивных занятий, которые обеспечивают их высокую эффективность. В этом направлении проявлено стремление к отражению современной передовой теории и практики. Сделана попытка выйти из традиционных схем "классического" учебника, так как ряд вопросов рассматриваются проблемно, сообразно новым требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию, в том числе и вопросы по организации и планированию спортивных соревнований в вузах.

При объемном распределении учебного материала авторы опирались не только на важность данной проблемы, но также учитывали и возможности студентов пользоваться соответствующей литературой.

Одной из главных задач физического воспитания студентов является улучшение общего физического состояния организма, сохранение и укрепление здоровья студентов, воспитание подрастающего поколения. Не менее важно также совершенствование тех сторон физического развития и физической подготовленности, которые необходимы для повышения их профессиональной квалификации. Между тем действующая программа физического воспитания для высших учебных заведений не может, да и не ставит перед собой задачу – учитывать многие специфические особенности деятельности студентов разных университетов (институтов) и их факультетов.

Необходимость написания учебника "Физическая культура" (научно-педагогические основы физвоспитания) для студентов вызвана появлением новых современных научных данных в области физического воспитания, изменением учебных программ, стандартов изучения этой дисциплины.

Авторы стремились к тому, чтобы учебник читался с интересом, а не заучивался как учебник справочного содержания.

В результате изучения дисциплины "Физическая культура" студент должен:

знать

• теоретические и методические основы физического воспитания;

• влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

• закономерности развития функциональных систем организма в процессе учебно-тренировочных занятий;

• способы контроля и оценки физической нагрузки, подготовленности и физического развития;

• основные требования к планированию индивидуальных занятий различной целевой направленности;

• ОГЛАВЛЕНИЕ учебно-тренировочных заданий, методы и средства ППФП;

• методику развития физических качеств человека (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость);

• комплексы упражнений по ОФП, СФП и ОГЛАВЛЕНИЕ игр, применяемых на занятиях;

уметь

• применять теоретические знания при организации самостоятельных и учебно-тренировочных занятий;

• пользоваться методами и средствами ППФП;

• пользоваться комплексом упражнений по ОФП, СФП, оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры;

• планировать учебно-тренировочные занятия;

• определять величину нагрузки;

• подбирать средства и методы тренировки;

• использовать в занятиях методику тренировки основных физических качеств человека;

• применять методику совершенствования выносливости по ЧСС;

• использовать в занятиях данные медицинского обследования и педагогического контроля;

• пользоваться педагогическими и медико-биологическими, и психофизиологическими методами восстановления и релаксации;

• применять на занятиях существующие средства и методы восстановления, с помощью которых улучшается переносимость учебных, тренировочных и соревновательных нагрузок;

• применять на практике упражнения по ППФП, ОФП, СФП и специальные игры в учебных занятиях и в тренировке;

владеть

способностью использовать приобретенные знания и умения в учебных занятиях и в группах спортивного совершенствования;

• методикой построения учебно-тренировочных занятий, анализом контроля и оценкой физической нагрузки с целью повышения своих функциональных возможностей и спортивного мастерства;

• навыками применения современных методических приемов при совершенствовании технической, тактической и психологической подготовки;

• навыками организации спортивно-массовых соревнований;

• средствами и методами для подготовки к будущей профессиональной деятельности и службе в Вооруженных силах РФ.