Эклектизм. Демократизм, равенство, доходность

Эклектизм - от греч. - выбираю, выбирающий. Впервые термин применил к архитектуре русский литератор Н.В. Кукольник в "Художественной газете" в 1837 г. Термин не имел современного отрицательного оттенка (европейские и американские искусствоведы вместо термина "эклектизм" иногда используют неточные термины "романтизм", "историзм") и обозначал художественное направление, основывающееся на подражании предшественникам независимо от их национальной принадлежности и исторической удаленности. Заимствование стало основным типом художественного взаимодействия эклектизма, в произведениях которого соединяются в новую целостность стили различных эпох и различных народов и соблюдается равновесие прекрасного и полезного. Эклектизм - создание художественных произведений из элементов стилистически различных произведений разных периодов, народов и стран. Эти заимствования имеют иногда один, а иногда два или несколько источников. В последнем случае могли сочетаться стилистически, географически и исторически далекие начала, обретавшие в художественном произведении эклектизма некое новое художественное единство и новую стилистическую целостность. Эклектизм предполагает свободу выбора форм, пластических идей и мотивов декора, черпаемых в стилевых системах прошлого, начиная от романского стиля и готики и кончая рококо и классицизмом. Эклектизм - соединение разнородных художественных элементов.

Художественная концепция. Философско-эстетические и исторические основы

Эклектизм - художественное направление, несущее художественную концепцию: демократизм, равенство, доходность.

В европейской истории эклектизм - одно из художественных следствий Французской буржуазной революции, которая завершила европейскую историю, начавшуюся в античности. Эта история не создала общества свободы, равенства и братства, общества гармонии и справедливости. Идеал художественной культуры, восходящей к античности, померк. Начались поиски в разных направлениях, это и вызвало к жизни эклектику. В российской истории эклектизм - постдекабристское явление (возникшее после восстания декабристов).

Предшественники и традиции

Принципы эклектизма были применены в позднем искусстве Древнего Рима, где при строительстве зданий и сооружений свободно комбинировались формы, заимствованные из архитектуры Греции, Египта, Передней Азии.

Из западноевропейских образцов эклектизм особенно охотно использовал произведения Ренессанса и барокко.

Особенности . Эклектизму присущи следующие особенности.

Теоретические идеи

Главная теоретическая идея эклектизма: значимость всех художественных достижений прошлого независимо от времени и места их создания и возможность подражания этим шедеврам. Для современного зодчества необходимо соединение любых необходимых для создания новой художественной целостности элементов, взятых из любого искусства прошлого. Новое произведение возникает путем использования (подражание, заимствование, цитация) всего значимого и даже полузабытого из искусства прошлого, понадобившегося для творческого акта художника. Отмечая активное обращение эклектизма к искусству прошлого и подчеркивая конструктивную роль этого обращения, архитектор Л. Даль писал: "В погоне за оригинальностью наше современное искусство жадно хватается за всякий мотив для орнаментации, который отыскивается в старине или в народе, и создает из этого исподволь свой стиль" (Даль. 1876. С. 77).

Особенности метода

Главные принципы эклектизма суть соединение несоединимого, стилистический плюрализм, подражание. Подражательность архитектуры нового времени отмечают многие исследователи (например, Л.К. Красовский).

Основой метода эклектизма стало выявление характерного единичного путем анализа и последующий синтез. Метод эклектизма предвосхищает способ художественного мышления в модерне, цель которого - синтезирование художественных достижений прошлого.

(1) Поиски красоты в богатых украшениях (неукрашенное значит некрасивое), деловая роскошь, переизбыток украшений (декоративные детали покрывают всю поверхность фасада). Эклектизм сохранил обычное для архитектуры нового времени сочетание полезного и прекрасного. Однако в отличие от иерархической структуры классических стилей (ренессанса, классицизма, барокко), подчиняющих полезное прекрасному, эклектика устанавливает равновесие красоты и пользы.

(2) Равная значимость различных элементов всех стилевых форм (каждая по-своему хороша, все формы допустимы; утрачивается иерархия приемов, средств и форм в здании или литературном произведении).

(3) Утрата различия между массовым и уникальным сооружением в городском ансамбле или произведением литературы и другими произведениями литературного процесса.

(4) Отсутствие единства: фасад отрывается от тела здания, деталь - от целого, "стиль" фасада - от "стиля" интерьера, "стили" различных пространств интерьера - друг от друга.

(5) Необязательность симметрично-осевой композиции (отход от правила нечетного числа окон на фасаде), однородность фасада.

(6) Принцип non-finito (незаконченность произведения, открытость композиции: над любым доходным домом середины XIX века можно надстроить один-два этажа, можно продолжить здание в длину на целый квартал - это не нарушит композиции фасада). Принцип non-finito вошел в литературные, театральные, кинематографические произведения.

(7) Усиление ассоциативности мышления автора (художника, писателя, архитектора) и зрителя.

(8) Освобождение от античной традиции и опора на культуры разных эпох и разных народов; тяга к экзотике: китайские, египетские, помпейские мотивы в архитектуре Европы (см.: Згура. 1929); тяга к истории, ее разным эпохам и разным регионам мира; понимание необратимости времени и ценности каждого этапа истории.

(9) Многостилье (отклонение от "нормы" в разные стороны) как результат исчерпанности старой ордерной системы; объединение разных стилей в новое, лишенное целостности стилистическое образование.

(10) Приоритет декора: роль носителя смысла архитектурной формы выполняет декор - стиль здания. Семантика здания определяется ассоциативными связями между его назначением и его стилем. Стиль говорит от имени функции. Он выражает в облике здания его назначение.

(11) Нерегламентированность личности (в отличие от классицизма), субъективизм, свободное проявление личностной стихии;

(12) Демократизм: тенденция к созданию универсального, внесословного типа городского жилья. "Демократизация жизни, бытового уклада обусловила нивелировку внешнего вида уникальных и рядовых сооружений XIX в." (Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. 1982. С. 37). "Архитектура XIX в. имеет тенденцию даже заурядную казарму трактовать как дворец" (Никольский. 1923. С. 228). В литературе стремление к демократизму проявляется в попытках сгладить противостояние массового и элитарного в художественном процессе.