Лекция 10. ЭКЛЕКТИКА, МОДЕРН И КОНСТРУКТИВИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Эклектизм (иначе – историзм) – стиль в архитектуре, доминировавший в Европе и России на протяжении 1830–1890 гг. Название "историзм" это направление в архитектуре получило благодаря тому, что оно использовало в своем развитии элементы различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неовизантийский стиль, неоготика, неорусский стиль). В советское время за этим направлением закрепилось название эклектика. В зарубежном искусствоведении и среди историков архитектуры господствуют наименования поздний романтизм или боз-ар. Эклектика, в отличие от модерна, сохраняет ордер, но в этой архитектуре он утрачивает свою исключительность. Наиболее яркими представителями эклектики можно считать русских архитекторов середины и конца XIX в., таких как М. Д. Быковский, К. А . Тон, А. И. Штакеншнейдер, А. С. Каминский, Р. И. Клейн, Д. Н. Чичагов, А. Н. Померанцев, А. А. Парланд, архимаидит Игнатий (А. И. Малышев), С. И. Соловьев.
Форма и стилистика здания в эклектике всегда привязаны к его функциональному назначению. Так, в России русский стиль архитектора Тона стал официальным стилем храмостроительства, а также стал применяться в архитектуре гражданского назначения, ярким примером которого можно считать архитектурный ансамбль Большого Кремлевского дворца (рис. Х.1). Эклектику можно назвать "многостильным" направлением в архитектуре, так как часто постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (школы, фабрики, частные дома, общественные здания) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная краснокирпичная архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики, например, от архитектуры ампира, который диктовал единый стиль для построек любого типа. В своей статье "Об архитектуре нынешнего времени" (1831) Н. В. Гоголь писал: "Пусть совокупится более различных вкусов, пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременненное роскошью восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройным размером греческое... Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную однообразную стену..."
Эклектика прошла в своем развитии два этапа: а) 1830–1860 гг., так называемое николаевское направление и 1860–1890 гг., так называемое александровское направление. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах в эпоху Николая I, Александра II и Александра III, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры. Можно отметить такие архитектурные сооружения, как ансамбли Троице-Сергиевой Приморской пустыни (рис. 10.1, 10.2) и Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге (рис. 10.3). В то же время в начале XX в. появляются произведения архитектуры, которые трудно причислить к какому-либо стилю. Стили, в которых работали отдельные архитекторы, можно считать индивидуальными, авторскими. Можно также отметить такие яркие архитектурные сооружения, как собор Саграда Фамилия в Барселоне (рис. Х.2), жилой дом Хундертвассера – Кравины в Вене (рис. Х.3).
Рис 10.1. Воскресенский собор Троице-Сергиевой Приморской пустыни
Рис. 10.2. Троицкий собор Троице-Сергиевой Приморской пустыни
Рис. 10.3. Воскресенский Новодевичий монастырь в г. Санкт-Петербурге
Со второй половины XIX в. по мере использования новых строительных материалов, в первую очередь стекла и железобетона, значение архитектурного творчества стало падать. На первые роли стали выходить инженеры-строители и инженеры-архитекторы, к которым отошла значительная часть функций строительства зданий. За архитекторами осталась лишь функция преимущественно оформительского приложения к строительной технике.