Эффекты психологического консультирования и психологической коррекции и их классификация
В любом терапевтическом процессе основным критерием эффективности является наличие изменений. Мы полагаем, что изменения можно концентрировать вокруг трех уровней:
- чувства в отношении того или иного аспекта жизни или ситуации;
- мысли в отношении того или иного аспекта развития жизни или ситуации;
- действия или желания действий.
Понятно, что изменения могут возникнуть на нескольких уровнях. Например, если в результате консультации мама пятиклассника, предъявлявшая беспокойство по поводу активного использования сыном "анальной" лексики, сменит его на понимание этого проявления как аспекта подросткового кризиса и успокоится, то можно говорить об изменениях на уровне чувств и мыслей. А если мама, испытывающая чувство вины за развод перед дочкой, освободится от него и при этом осознает наличие у дочери и у себя самой проблемы снижения самоценности, а также наполнится решимостью эту проблему разрешить - то это наличие изменения на всех трех уровнях.
Можно ли считать, что вторая консультация успешнее первой, т.е. что успех консультации определяется количеством затронутых уровней? Ни в коем случае. Каждый из уровней может прорабатываться с разной глубиной. И иногда глубина проработки, к примеру уровня чувств, может быть намного больше поверхностных изменений на уровне действий.
Как же тогда определить эффект психологического консультирования и психологической коррекции? На наш взгляд, он определяется достижением в процессе работы целей консультирования и коррекции, которые принимаются консультантом и психологом на первой встрече. Мы уже обсуждали общий список целей. Но для определения эффекта консультирования и коррекции удобно пользоваться несколько другой классификацией (Р. Нельсон-Джоунс). Так, выделяют актуальные цели, предполагающие изменения при окончании процесса работы, и отсроченные, т.е. изменения, происходящие в свободном опыте клиента в последующей жизни.
Актуальные цели разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста и развития. Под исправлением понимают работу со слабыми сторонами клиента, например снижение тревожности, депрессивности и т.п. Цели, связанные с ростом и развитием, предполагают появление у клиента полезных новообразований. Разделительная линия между исправлением слабостей и развитием сильных сторон является нечеткой, но консультанту в начале работы полезно узнать, на что ориентирован клиент. К примеру, в ситуации потери близкого человека ему необходимо справиться с депрессивными переживаниями, чувством вины или же он готов к осознанию собственного страха смерти, актуализированного уходом близкого человека. Понятно, что логика и методы работы в этих случаях будут различными.
Отсроченная цель консультирования и коррекции - открыть доступ клиента к механизму самопомощи, т.е. научить его помогать себе после окончания консультирования. Можно сказать, что конечная цель консультирования - научить клиента стать собственным консультантом и таким образом повысить его жизнестойкость. Жизнестойкость обычно рассматривается как характеристика личности, позволяющая эффективно преодолевать жизненные ситуации. Она включает три основных компонента. Первый - это тенденция в трудных ситуациях искать поддержку и помощь у близких и уверенность, в том, что они помогут. Второй - поиск собственных путей влияния на результаты трудной ситуации в противовес уходу в состояние беспомощности. Третий - понимание трудных ситуаций в аспекте своего личностного развития.
Соответственно выделенным целям можно составить такую классификацию эффектов консультирования и коррекции:
- уменьшение слабых сторон клиента;
- появление у него полезных новообразований;
- повышение жизнестойкости.
Как можно оценить эффекты психологического консультирования и коррекции? Оценка зависит от типа эффекта. Если речь идет об уменьшении слабых сторон, то о достижении цели свидетельствует повышение интегральной удовлетворенности жизнью. Если эпизодическая удовлетворенность привязывается к отдельным жизненным событиям, то интегральная удовлетворенность - это оценивание и переживание уровня своей жизни в целом как позитивной. Ее можно рассматривать как интегративный личностный показатель в структуре личности, взаимосвязанный с положительным самоотношением. Оно претерпевает в течение жизни изменения в частных аспектах, отражающих ведущие типы жизнедеятельности для того или иного возраста. О повышении интегральной удовлетворенности жизнью можно судить из самоотчета клиента. Это положение относится и к детям, и ко взрослым. К примеру, после работы с психологом ребенок говорит, что захотел ходить в школу (раньше не хотел), а взрослый - что в жизни его появилось много новых радостей. Для взрослых можно также использовать тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.
Кроме того, можно проводить диагностику того аспекта, который заявляется самим клиентом или формулируется с помощью психолога, в начале и в конце психологической работы. К примеру, снижение тревожности ребенка (методика Филипса) будет свидетельствовать о позитивном результате, если родители заявляли тревожность как проблему. А изменение типа привязанности продемонстрирует достижение цели, если в начале работы человек примет нарушение привязанности как источник проблемных взаимоотношений с окружающими.
Иногда заметными становятся поведенческие изменения. К примеру, ребенок со страхом самовыражения начинает хуже учиться, потому что на уроках "уходит в себя" и не слушает учителя. После работы с психологом успеваемость нормализуется.
Появление полезных новообразований в свою очередь должно вызвать повышение жизнестойкости, социальной реализации и творческой активности.
Повышение жизнестойкости можно определить с использованием известной диагностической методики Маади в интепретации Д. П. Леонтьева и Е. И. Рассказовой. Повышение социальной реализации и творческой активности можно увидеть из самоотчета клиента. Если говорить о ребенке, это может быть, к примеру, появление желания участвовать в делах класса или же выступать на праздниках. Взрослые могут говорить о появлении новых профессиональных проектов, новых хобби или новых взаимоотношений с окружающими.
Но в любом случае необходимо повышение личной ответственности клиента за себя и свои трудности. Как "измерить" повышение личной ответственности?
Как нам представляется, удобно для этого использовать и типологию выборов, основываясь на представлениях американского психотерапевта В. Шутса.
Свое представление о выборе В. Шутс формулирует следующим образом: я выбираю всю свою жизнь и всегда выбирал. Я выбираю свое поведение, свои чувства, свои мысли, свои болезни, свое тело, свои реакции, свою смерть. Некоторые из этих выборов я предпочитаю осознавать, некоторые я предпочитаю не осознавать. Я часто предпочитаю не знать о чувствах, с которыми мне не хочется иметь дело, о неприемлемых для меня мыслях и о некоторых связях между событиями. Таким образом, можно говорить о сознательном выборе и бессознательном, когда человек не признает факта собственного участия в течение событий. Можно выделить активный выбор, которому соответствует та или иная активность человека, а можно и пассивный, который осуществляется в результате его бездействия. Бывают ситуации, когда человеку кажется, что у него нет выбора, и он вынужден подчиниться обстоятельствам. На самом деле это тоже выбор, но безответственный, так как человек перекладывает ответственность за его совершение на обстоятельства. В ситуации ответственного выбора человек берет ответственность на себя.
Таким образом, понимание того, что человек в трудной ситуации сам делает выбор, является критерием принятия клиентом ответственности за свою ситуацию на себя.
Итак, вопрос об эффекте психологического воздействия является достаточно сложным и дискуссионным. Однако консультанту нужно определиться с собственным к нему отношением и четко отслеживать его в своей работе.