Введение

К числу внутренних угроз национальным интересам России все чаще относят угрозу нравственному здоровью нации, а среди факторов безопасности общества на одно из первых мест выходит нравственное и социально-психологическое самочувствие общества[1]. Еще 25 февраля 2000 г. В. В. Путин в Открытом письме к российским избирателям в качестве отправной точки и одной из главных целей, способных объединить всех граждан страны, назвал моральные устои, без которых "России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете"[2].

Фундаментальные моральные ценности нуждаются в защите, ибо их утрата "ведет к исчезновению нации как самостоятельного государствообразующего субъекта" и становится одной из важнейших причин безуспешности мер противодействия коррупции[3].

Поиски эффективных мер противодействия коррупции, активизировавшиеся во всем мире в последнее десятилетие, привели к пониманию того, что коррупция это системное явление, поэтому попытки победить ее точечными ударами и не приводят к ожидаемым результатам, а в системе задействованных мер упускается важное звено — сам человек с его представлениями о чести, долге, ответственности.

Осознание тесной сопряженности понятий "коррупция" и "мораль" нашло отражение и в международных документах, и в национальных правовых и нормативных актах многих стран. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 г., Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 г., Рекомендация Комитета министров Совета Европы "О кодексах поведения государственных служащих" 2000 г., национальные законы о служебном поведении государственных служащих и этические кодексы, принятые в США, Германии, Ирландии, Австралии, Японии, Венгрии, Аргентины и других странах, прочно связали понятия "коррупция" и "мораль", установив их тесную взаимосвязь как в сфере предпринимательства, так и в государственной службе.

Большая ответственность за поддержание социальной стабильности и упрочение демократических, правовых и духовных основ российского государства, за обеспечение прав и свобод его граждан и повышение качества их жизни, за внутреннюю и внешнюю безопасность страны возлагается на государственную и муниципальную службу. Важным признаком ее как социального института является то, что она представляет собой не только правовую, но и этическую систему, ее способность влиять па все сферы общественной жизни распространяется и на духовную сферу.

Социальный характер государственной и муниципальной службы, се устойчивость и надежность во многом определяются состоянием государственно-служебной культуры государственных и муниципальных служащих, их качественным составом, профессиональной и моральной подготовленностью, готовностью к выполнению возложенных на них обществом функций, причем роль морального фактора в деятельности чиновников становится все весомее.

Актуальность преодоления нравственного дефицита в рядах кадрового корпуса государственных и муниципальных служащих подтверждена Концепцией реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. Л° 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", федеральной программой "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации на 2009—2013 годы", утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261. Этот вопрос включен также в проект федеральной программы "Развитие системы государственной службы Российской Федерации (2015—2018 годы)".

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 7) и Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ст. 5) закрепляют принцип единства основных этических требований к государственным и муниципальным служащим. Согласно указанной ст. 5 взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы осуществляется посредством единства требований к подготовке кадров для муниципальной и гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию, а также единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы. Данный законодательный подход дает основание рассматривать этику государственной службы и этику муниципальной службы в единстве, используя для этого термин "административная этика", принятый в зарубежной научной литературе и практике многих стран[4].

Тот факт, что законодательство в последние годы уделяет столь пристальное внимание вопросам морали, вселяет оптимизм, убеждая еще раз в том, насколько назрела потребность в нравственном очищении государственной и муниципальной службы как факторе не только восстановления ее авторитета и повышения эффективности, но и морального оздоровления всего российского общества.

Четкость поставленных в Концепции реформирования системы государственной службы РФ целей и задач требует разработки, принятия и осуществления столь же конкретной системы мер, обеспечивающих их реализацию. В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки таких проблем, как ОГЛАВЛЕНИЕ административной этики, составляющей фундамент государственно-служебной культуры государственных и муниципальных служащих, причины и социальные последствия деформации, а также пути и способы возрождения и укрепления профессионально-нравственных ценностей государственных и муниципальных служащих.

Процессы преобразований в государственной и муниципальной службе РФ как социально-нравственном институте, наступление на коррупцию и осознание прямой зависимости степени антикоррупционной устойчивости чиновника от уровня его нравственной культуры актуализировали интерес ученых и практиков к данной проблематике в целом и к зарубежному опыту решения этических проблем служебных отношений в частности. Особенно ценен опыт тех стран, которым удалось попасть в двадцатку наименее коррумпированных стран и добиться определенных успехов в управлении сферой нравственных отношений в государственной службе своих стран.

В этой ситуации неотложной задачей науки и практики становится выявление объективных и субъективных факторов формирования кадрового корпуса государственных и муниципальных служащих в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами. Государственная и муниципальная служба как институт общественного служения в силу своей организованности, корпоративной сплоченности, высокого профессионализма и компетентности может стать фактором стабилизации и духовно-нравственного оздоровления общества, гарантом успехов в построении действительно демократического, социального, правового государства. Однако для этого необходимо нравственное самоочищение и возрождение в ее исконном призвании — служить своему народу верой и правдой.