Эффективность менеджмента
Эффективность менеджмента – один из основных показателей его качества и совершенства. Ее можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на менеджмент. Но такая элементарная оценка не всегда оказывается корректной. Во-первых, результат менеджмента не всегда заключается в прибыли. Во-вторых, существует в менеджменте непосредственный результат и опосредованный, который скрывает роль менеджмента в достижении этого результата. Прибыль часто выступает как опосредованный результат. В-третьих, результат менеджмента может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, социально-психологическим. В-четвертых, затраты на менеджмент не всегда возможно достаточно строго выделить. Поэтому в практике эффективность менеджмента чаще всего определяется аналитическим или экспертным путем, сопоставлением многих факторов – производительности, степени достижения цели, управляемости, ритмичности работы, прироста качества, удовлетворенности трудом, экономии времени в процессе управления, формирования корпоративной культуры (схемы 14.2, 14.3).
Эффективность управления – результативность управления, характеризующаяся степенью использования ресурсов, предназначенных для достижения цели.
Эффективность управления в значительной мере определяется и видами, и средствами передачи и обработки информации. Информация может передаваться устно, при
Схема 14.3. Факторы, обеспечивающие эффективность менеджмента
Схема 14.2. Принципы эффективного менеджмента
помощи бумажных носителей или электронных средств. В современном менеджменте используются комбинированные варианты. Характер этой комбинации определяется многими факторами организации управления: профессионализмом персонала, наличием достаточного количества технических средств, характером решаемых проблем, конкретной ситуацией, ответственностью и действующей системой контроля, стилем управления.
Бенчмаркинг в механизме современного менеджмента
В последние годы повысилось внимание к средствам бенчмаркинга, которые позволяют повысить эффективность менеджмента и обеспечить достаточно высокую конкурентоспособность организаций.
Основными причинами повышенного интереса к бенчмаркингу являются: усиление международной и глобальной конкуренции, повышение роли качества как главного фактора конкурентного преимущества, аналитические возможности деятельности успешных организаций, исследования их опыта, реализация контроллинга как типа менеджмента в условиях новых информационных технологий, стремление к лидерству.
Существуют различные подходы к определению бенчмаркинга. В обобщенном понимании бенчмаркинг – это процесс, обладающий определенным количеством, качеством и возможностью быть использованным как эталон при сравнении различных явлений, состояний, процессов.
Роберт С. Кэмп определил процесс бенчмаркинга как поиск лучших практик, ведущих к наилучшему функционированию. Иначе говоря, это использование наилучшего практического опыта.
Дэвид Т. Кернз, исполнительный директор компании Xerox Corporation, делает акцент в определении бенчмаркинга па непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы на основе сравнения с самыми сильными конкурентами или теми компаниями, которые признаны лидерами.
В девятом издании нового толкового словаря для колледжей Вебстера бенчмаркинг определяется как точка отсчета, относительно которой производятся измерения, как нечто, служащее стандартом (эталоном), при помощи которого можно измерить нечто другое.
В Американском центре производительности и качества бенчмаркинг рассматривают как процесс постоянного исследования наилучших практик, которые определяют наиболее высокую характеристику конкуренции.
В Японии бенчмаркинг соотносится по содержанию с японским словом "dantotsu", означающим "усилие, беспокойство, заботу лучшего (лидера), стать еще лучшим (лидером)". В японской философии бизнеса вообще исследование, имитация и копирование позитивного опыта считаются достойным похвалы занятием.
В самых различных определениях присутствуют ключевые слова – систематично, сравнение, успешно, постоянно, измерение, улучшение, конкуренция, лидерство, процесс, практика, эффективность, конкурентоспособность, метод менеджмента, механизм менеджмента и др. В определениях делаются разные акценты. Но, опираясь на общее в понимании бенчмаркинга, можно дать ему следующее определение. Бенчмаркинг – это фокус видения лидерства и успеха и использование позитивного опыта в их достижении. Бенчмаркинг – это не просто изучение опыта, это его реализация в механизмах и процессах менеджмента.