Лекция 5. Эффективность исследования систем управления
В результате освоения данной главы студент должен:
знать
• что представляет собой исследовательский потенциал менеджера и персонала управления, как он формируется и используется в процессе совершенствования управления;
• что отражает понятие "эффективность исследования", и в чем выражается его практическое ОГЛАВЛЕНИЕ;
• принципы реализации эффективности исследования;
• основные черты креативного образования современного менеджера и персонала менеджмента;
• что означает фактологическое обеспечение исследования;
уметь
• оперировать фактами, характеризующими развитие управления при организации исследовательской деятельности;
• оценивать эффективность исследования с учетом его особенностей, назначения и целей;
владеть
• приемами управления мышлением в процессах исследовательской деятельности;
• средствами мотивации креативных подходов в исследовательской деятельности;
• навыками трансформации знаний в творческий потенциал
Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса
Полезно задуматься
Что такое эффективность исследования? Какие факторы влияют на ее достижение? Можно ли оценивать эффективность исследования? Какие принципы необходимо учитывать, стремясь обеспечить эффективность исследования? В чем проявляется творческий потенциал человека, и какова его роль в исследовательской деятельности? Каковы особенности креативного образования?
Понятие эффективности исследования и основные ее факторы
Эффективность исследования – это определение или нахождение такого варианта проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху. Но это определение можно дополнить более точным: эффективность исследования – это одна из его характеристик, которая показывает, как соотносятся затраты усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели).
Факторы, определяющие эффективность исследования, можно представить следующим образом (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Основные факторы эффективности исследования управления
Исследовательский потенциал управления
Понятие исследовательского потенциала управления отражает возможности использования ресурсов и достижения поставленных целей. Ведь наличие необходимых ресурсов еще не ведет автоматически к эффективности. Использование ресурсов зависит и от их структуры, доступности, умения использовать, цели, для достижения которой используются ресурсы, мотивации их рационального использования и пр. Все это в совокупности характеризует понятие исследовательского потенциала. Его величина и качество, а также реализация влияют на достижение эффективности.
Все факторы, характеризующие исследовательский потенциал управления, можно структурировать по трем группам: факторы методологической готовности, факторы наличия и структуры ресурсов и факторы организационных возможностей (рис. 5.2).
Методологическая готовность проявляется в наличии цели и миссии исследования. Здесь большое значение имеют интеграционные свойства цели, ее обоснованность, научный подход к формулированию и постановке, понимание и принятие цели исследовательской группой или всем коллективом фирмы.
Рис. 5.2. Исследовательский потенциал управления
Миссия исследования рассматривается как доминанта его проведения, обеспечивающая последовательное движение к цели. Она помогает выбрать ограничения в движении к цели и приоритеты на каждом из этапов этого движения. Миссия должна отвечать на вопрос: зачем проводить исследования, реально ли достижение цели?
Методологическая готовность определяется также концепцией развития фирмы, разработанной с учетом цели и миссии. Это комплекс положений, отражающих тенденции развития фирмы. Концепция теснейшим образом связана с целью и миссией, ибо включает в себя и то и другое, кроме того, конкретизирует их, определяет ключевые положения программы исследования.
Большое значение имеет и опыт. Систематическое проведение исследовательской работы способствует накоплению опыта и повышает потенциал эффективности исследовательской деятельности. Опыт экономит время, оберегает от ошибок и облегчает многие операции.
Эффективность многих видов исследования зависит от информационной базы его проведения. Чтобы видеть динамику процессов развития, проводить сравнительный анализ, определять тенденции, выбирать наиболее удачные решения, надо иметь необходимое количество накопленной информации. Эта потребность мотивирует систематическое проведение исследования.
Невозможно провести исследование, не пользуясь той или иной методикой моделирования и оценок процессов или явлений. Но методики бывают различными. Какими именно пользуются исследователи или менеджер, как разрабатываются собственные методики – все это тоже характеризует методологический потенциал исследования.
Наконец, следует указать на возможности использования необходимых методов исследования. Эти возможности определяются их доступностью, наличием соответствующих технических средств, квалификацией исследователей.
Факторы методологической готовности действуют не только в определенном наборе и совокупности, но и в их соотношении и системности.
Вперед группа факторов исследовательского потенциала – наличие, структура и использование ресурсов.
Любое исследование нуждается в ресурсах. Необходимы ресурсы персонала, экономические, материально-технические, информационные, ресурсы времени. Можно говорить и о фактологических ресурсах, которые отражают наличие необходимых фактов, возможностей их систематизации.
Ниже более подробно будет рассмотрено фактологическое обеспечение исследования и его отличие от информационного. Здесь лишь достаточно сказать, что информационные и фактологические ресурсы являются взаимодополняющими.
В исследовании необходимы различные ресурсы и в определенном их соотношении. Ресурсы могут и должны быть взаимозаменяемыми, но до определенных пределов.
Исследовательский потенциал управления включает организационные возможности его проведения. Они проявляются в наличии необходимой организационной культуры и типа организации. Важную роль играет также позитивный и негативный организационный опыт, позволяющий успешно выбирать тип организации и организовать исследование.
Всякая организация имеет определенную инфраструктуру, которая также влияет на проведение исследования.
Следует здесь назвать и такой фактор, как интеллектуальный потенциал менеджера или исследователя. Его можно отнести и к ресурсам, и к методологической готовности, но он играет важную роль и в реализации организационных возможностей. Организация исследования – это организация интеллектуальной деятельности, и ее успех в значительной мере определяется интеллектуальным потенциалом исследователя.
Ниже будут более подробно рассмотрены факторы оценивания, фактологического обеспечения исследования, мышления менеджера-исследователя, креативного образования менеджера, которые и определяют его интеллектуальный потенциал.