Эффективность инвестиций в инновационные проекты
Социальная ответственность обязывает предприятия учитывать не только коммерческие выгоды, накапливаемые в результате развития наукоемких технологий и внедрения новейших научно-технических достижений, но и полезность для общества в целом, получаемую от реализации инноваций. Выгода в отличие от пользы представляет интерес, осуществление которого возможно ценою интересов других людей и сообществ. Полезность является субстанцией пользы – ценностного понятия, отражающего положительное значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам. Общественная полезность инновации определяется показателями ее социально-целевой направленности, т.е. влияния результатов ее реализации, и оценками последствий, вызвавших изменения на рынке, а также экологической и социальной обстановки.
В решении дилеммы "выгода-полезность" встает вопрос: возможно ли социально обремененному предприятию поддерживать конкурентоспособный уровень эффективности? Ведь социальная деятельность не приносит предприятию текущую прибыль, а напротив, требует невозвратных расходов. Предприятие, осуществляющее социальную деятельность в одиночку, утрачивает конкурентоспособность, а его добрая инициатива вступает в противоречие с его основной целью – извлечением прибыли. Принуждать предприятие к инвестированию социальных программ – значит требовать от него нарушить "правила игры" на рынке в пользу его конкурентов. Во многом из-за преобладания агрессивных форм конкуренции на российском рынке социальная активность предприятий невысока.
В такой ситуации проигрывают все субъекты рынка. Поскольку в условиях низкой социальной активности предприятий происходит деградация нравственности работников и этичности поведения потребителей продукции, деловых партнеров, конкурентов, что приводит к снижению кредита доверия в деловых отношениях. Низкий уровень доверия предприятиям влечет за собой рост транзакционных издержек, снижение инвестиционной привлекательности. По оценкам Д. Норта и Дж. Уоллиса, за последние 100 лет транзакционные издержки удвоились. Фактически, с учетом альтернативных издержек, вызванных неэтичным поведением деловых партнеров, потери предприятия существенно больше, чем транзакционные издержки. К сожалению, не ведется статистический учет прямых потерь предприятий от девиантного и оппортунистического поведения сотрудников, нечестности деловых партнеров, рейдерства, коррупции, рэкета.
Следовательно, этичное поведение на рынке выгодно при условии, если все предприятия соблюдают этические требования. Это возможно в рамках этического сотрудничества предприятий. Доказано, что максимальная выгода от такого сотрудничества может достигаться при условии, если не менее 75% его участников – честные и надежные партнеры. Затрачивая средства на социальные и филантропские программы, деловые партнеры хотя и сокращают свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создают благоприятное социальное окружение и, как следствие, обеспечивают устойчивость прибыльности в будущем. Сохранение прибыли, получение дополнительной прибыли (фандрайзинг), а также снижение транзакций составляют экономические эффекты социальной ответственности (рис. 12.3).
Рис. 12.3. Критерии эффективности инновационного предпринимательства от несения бремени социальной ответственности с учетом ее форм
Для измерения неэкономической полезности прибегают к различным способам. Известны концепции экономической оптимальности В. Парето, "компенсационного теста Калдора – Хикса", "двойного критерия" Т. Скитовски, "функции общественного благосостояния" Бергсона – Самуэльсона, справедливости как честности Дж. Ролза, справедливости "ближайшей к лучшей" Р. Дворкина, "процедурной справедливости" Р. Нозика, "рамочного порядка" К. Хомана и Ф. Бломе-Дрез, "экономики рынков" М. Алле, "провалов рынка" А. С. Лигу, "общественного выбора" К. Эрроу и Дж. Бьюкенена и др. Часто используют кардиналистский подход, применяя характеристики ценности.
Согласно Н. О. Лосскому ценность может быть положительной и отрицательной, абсолютной и относительной. Абсолютная положительная ценность имеет характер добра с любой точки зрения, в любом отношении и для любого субъекта. Относительная положительная ценность имеет характер добра лишь в каком-либо отношении или для каких-нибудь определенных субъектов; в каком-либо другом отношении или для каких-либо других субъектов такая ценность сама по себе есть зло или, по крайней мере, необходимо связана со злом.
Для оценки полезности инноваций на основе ценности используются показатели качества жизни. Социальные эффекты инновационной деятельности выражаются: в улучшении качества жизни персонала, местного населения и общества в целом; поддержании духовно-нравственного климата и творческой атмосферы в трудовых коллективах; предотвращении или ослаблении потенциальных конфликтов с потребителями относительно качества продукции или услуг.
Организационные эффекты социальной ответственности включают: привлечение и удерживание персонала, деловых партнеров и потребителей; получение статуса привилегированного партнера, укрепление репутации организации и получение общественного разрешения на осуществление ее деятельности; повышение обоснованности управленческих решений на основе лучшего понимания ожиданий общества. Образуются и рыночные эффекты от обеспечения конкурентных преимуществ и создания условий добросовестной конкуренции. Экологические эффекты возникают от экономии природных ресурсов, и проведения мер компенсационного и защитного характера по отношению к окружающей среде.
Кроме того, ответственное вовлечение в инновационную политику обеспечивает получение синергетических и мультипликативных эффектов. Первые образуются за счет ослабления коррупции, снижения рисков и генерирования инноваций. Вторые обусловлены повышением производительности труда честных работников, удовлетворенных достойными условиями труда; возможностью самореализации инвесторов, владельцев, благотворителей, спонсоров и финансовых сообществ; повышением надежности и справедливости транзакций.