Эффективность инвестиционных решений. Как лучше диагностировать?
Чем больше затраты на выполнение плана, тем меньше шансов отказаться от него - даже если он затем окажется несостоятельным. Чем выше положение людей, стоящих за планом, тем меньше шансов, что его отменят.
Теорема неизбежности Бахмана
Оценка эффектов, создаваемых инвестиционным проектом, может осуществляться несколькими показателями. Компании редко используют одну оценку, обычно система показателей характеризует вклад проекта в создание стоимости компании, ее ликвидность и платежеспособность на рынке. Часто применяется двухэтапный алгоритм анализа, когда на первом этапе (иногда трактуемом как экспресс-оценка) ищется ответ на вопрос об общей коммерческой эффективности проекта, наличии бюджетной эффективности и социальных эффектов. Проверяется жизнеспособность проекта (возможность поддержания ликвидности, платежеспособности, принципиальная доступность источников финансирования). На втором этапе реализуется подробный анализ с выделением эффектов, которые получают отдельные участники проекта, прежде всего собственники и кредиторы. Часто для различных участников вводятся свои критерии эффективности, формируемые на базе субъективных восприятий. На этом этапе также анализируется риск, дается его количественная оценка и прорабатываются механизмы защиты от ключевых факторов риска (страхование, хеджирование, покупка информации и т.п.).
Инвестиционный проект трактуется как эффективный, если денежный ноток, генерируемый инвестиционными оттоками, достаточен:
■ для возврата или окупаемости вложенных средств;
■ жизнеспособности (ликвидности и платежеспособности), т.е. не порождает ситуацию невозможности расплатиться по обязательствам;
■ компенсации инвестиционного и кредитного риска владельцев финансового капитала, т.е. если обеспечивает требуемую норму отдачи на вложенный капитал.
При проведении анализа инвестиционных проектов важный принцип - обеспечение сопоставимости условий реализации и сопоставления для альтернативных проектов или различных вариантов осуществления одного проекта.
Наиболее популярными "учетными" аналитическими показателями инвестиционных проектов являются срок окупаемости, или период возврата (payback period, РВР) и средняя учетная (бухгалтерская) доходность (average accounting return, AAR), иногда трактуемая как учетная отдача на инвестированный капитал. Эти оценки базируются на принципах бухгалтерского учета, не требуют анализа временной стоимости денег, не включают в себя явный учет риска. Причина частого обращения к этим методам заключается в акценте на сохранение ликвидного и платежеспособного положения компании. Ведь чем меньше срок окупаемости, тем быстрее вернутся в виде денежных средств инвестиционные оттоки и риск потери платежеспособности для компании будет меньше. Для компаний с низкой ликвидностью и высокими рисками потери платежеспособности принципиально важно отслеживать сроки окупаемости принимаемых проектов.
Срок окупаемости рассчитывается как минимальный временной интервал, за который инвестиционные оттоки покрываются чистыми денежными поступлениями. Расчет срока окупаемости предполагает оценку именно денежных потоков, а не прибыли. Денежные потоки должны быть привязаны к временным моментам времени. Часто рассматриваются годовые или месячные промежутки и предполагается, что денежные потоки приходятся на их конец. Типичная упрощенная модель анализа - все инвестиции осуществляются в начале периода анализа (в момент времени I = 0), а приход денежных средств осуществляется на конец (через период), с определенной периодичностью.
Компании часто вводят нормативные значения срока окупаемости, и тогда метод принятия решений строится по сопоставлению расчетной оценки и норматива. Если расчетный срок по проекту оказывается ниже нормативного, то проект трактуется как хороший и применяются дополнительные критерии оценки. Нормативный срок окупаемости существенно зависит от сферы деятельности: для проектов открытия автозаправочных станций (ЛЗС) он часто принимается на уровне 6-7 месяцев, для офисных зданий - 3-4 года, для жилых объектов строительства может доходить до 7-8 лет.
Иногда при установлении нормативного срока компании учитывают срок жизни проекта и стоимость денег на рынке. Чем дороже деньги, тем ниже нормативный срок окупаемости. Для долгоживущих проектов часто нормативный срок удлиняется. Переход к стоимостной модели анализа вводит в инструментарий аналитика показатель дисконтированного срока окупаемости (ПРВР). При расчете временного отрезка используются приведенные к текущему моменту денежные потоки по годам проекта. Расчетный дисконтированный срок окупаемости всегда выше обычного, традиционно рассчитываемого по номинальным денежным потокам. Соответственно корректируется и нормативный срок.
Стоимостная модель анализа и фиксация цели в терминах приращения стоимости позволяет дать рекомендации по расчету нормативного срока окупаемости. Например, может быть использована Вперед формула:
где к - стоимость денег на рынке, в самом простом виде безрисковая доходность или при определенных предположениях среднерыночная доходность; п ожидаемый срок жизни проекта.
Еще один важный показатель, характеризующий срок проекта, - экономически обоснованный срок, или экономический срок жизни проекта. При его оценке также определяется оптимальный экономический срок. Этот срок учитывает целесообразность продолжения проекта с учетом создания повой стоимости для компании и введением информации по операционным денежным потокам, а также потенциальной ликвидационной стоимости активов или проекта как работающего бизнеса. Экономический срок жизни представляет собой тот минимальный временной отрезок, за который проект может создать для компании стоимость с учетом приростных операционных потоков и ликвидационной стоимости. Оптимальный экономический срок - тот временной промежуток, при котором прирост стоимости от инвестиционного решения максимален.
Средняя бухгалтерская доходность, или простая норма прибыли, рассчитывается как текущая годовая доходность по инвестиционному проекту с учетом созданных материальных долгосрочных и текущих активов и прогнозируемой типичной годовой посленалоговой операционной прибыли. Критерий хорошего проекта - превышение доходности активов по проекту над доходностью активов того же направления деятельности по компании. Для расчета фиксируется типичная бухгалтерская прибыль (прибыль года с максимальным задействованием мощностей или средняя прибыль для большего числа лет жизни проекта) и среднегодовое значение активов, созданных инвестиционным проектом и используемых для достижения поставленных проектом целей.
Эмпирические исследования показывают, что более 90% компаний используют в аналитике учетные показатели оценки проектов. Год от года растет доля компаний, которые включают в аналитику и стоимостные показатели, фиксирующие создаваемый проектом прирост стоимости. Типичный показатель здесь - чистый приведенный эффект, или чистая дисконтированная стоимость (net present value, NPV), который классическим образом демонстрирует применение метода DCF в инвестиционном анализе.
Для расчета NPV, как и для оценки компании методом DCF, требуются:
■ прогнозы денежных потоков, получаемых от инвестиционного решения и от сделанных инвестиционных затрат;
■ оценка собственно инвестиционных затрат;
■ ставка дисконтирования, с помощью которой будущие поступления будут пересчитываться к текущему моменту времени:
где РУ(СГ) - приведенная оценка будущих денежных потоков по проекту (как разница между денежными поступлениями и оттоками по операционной деятельности) по годам срока жизни проекта или по обоснованному периоду анализа; РУ(1пю) - приведенная оценка инвестиционных оттоков по срок)' инвестиционной стадии реализации проекта.
Если в результате расчетов чистый эффект по проекту положителен (ЫРУ> 0), то проект рассматривается как эффективный, добавка к стоимости компании составляет величину ЫРУ. Отрицательная величина ЫРУ показывает, что заданная норма доходности не обеспечивается, проект неэффективен с точки зрения создания стоимости.
Достоинство метода ЫРУ состоит в его аддитивности, т.е. возможности суммирования оценок ЫРУ по различным проектам для формирования оценки вклада всего инвестиционного портфеля в стоимость компании. Этот метод в академической литературе рассматривается как наиболее корректный.