Эффективность групповой деятельности
Динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. В школе групповой динамики К. Левина были выявлены некоторые общие условия, от которых зависит эффективность деятельности группы:
– эффективность зависит от сплоченности группы;
– эффективность завит от стиля руководства;
– на эффективность оказывает влияние способ принятия групповых решений[1].
В настоящее время эффективность деятельности групп стала объектом не только социально-психологических исследований, она в равной степени интересует, например, экономистов, для которых проблема оборачивается сведением эффективности деятельности группы к ее продуктивности. Поскольку большинство работ по эффективности проведено на рабочих бригадах, проблема зачастую стала формулироваться как проблема производительности труда последних. Эффективность деятельности группы оказалась сведенной к производительности труда в ней.
В социально-психологических работах продуктивность исследовалась в основном в лабораториях. При этом большую популярность приобрела модель И. Штайнера, которая предлагала формулу вычисления продуктивности индивида, в связи с эффективностью руководителя, но также использовалась для анализа продуктивности группы. Формула И. Штайнера для вычисления продуктивности имеет вид:
Актуальная продуктивность =
= Потенциальная продуктивность – Нереализованная продуктивность.
По Штайнеру, лидер отвечает за первый показатель (мобилизует ресурсы); второй показатель – совокупность потерь (в том числе связанных с "человеческим фактором")[2].
В действительности же производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой важный показатель – это удовлетворенность членов группы трудом в группе, т.е. и совместной групповой деятельностью.
При определении эффективности работы группы также важно учитывать стадию развития группы. Например, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого.
Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи. Это критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возникает лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.
При анализе данных критериев групповой эффективности нужно учитывать обе фазы, существующие во всякой трудовой деятельности: подготовительную и инструментальную. Акцент большинства исследований на инструментальной фазе не учитывает того обстоятельства, что на определенном уровне развития группы особое значение приобретает именно первая фаза – здесь наиболее ясно могут проявиться новые качества группы в их влиянии на каждого отдельного члена группы.