Об эффективности планов санации
Свести весь отечественный опыт антикризисного управления и финансового оздоровления КО к простым и безусловным обобщениям затруднительно, если не невозможно, однако можно отметить некоторые его важные или интересные штрихи.
Планы финансового оздоровления в разные годы пришлось разрабатывать многим нашим банкам. И оказалось, что практически все поступавшие в ТУ планы санирования в первоначальном варианте не соответствовали требованиям Банка России и были возвращены в банки на доработку.
Наиболее частая ошибка, встречавшаяся в планах санации, – ориентация на недостоверный бухгалтерский баланс. Как правило, составители планов более чем приблизительно представляли себе размеры дефицита средств у банков, а потому предлагавшиеся ими практические меры не могли быть адекватными. Другим распространенным недостатком планов являлся их декларативный характер, т.е. отсутствие документов, подтверждавших реальность запланированных мероприятий. Выяснились и иные важные обстоятельства.
Во-первых, даже если план санации принят, это не значит, что банк его выполнит.
Во-вторых, усилия временных администраций в большинстве случаев не дают положительных результатов (у большинства банков, в которые направлялась такая администрация, лицензии были отозваны), а нередко введение ВА оказывалось запоздалой и потому неоправданной мерой (администрации приходили в фактически уже переставшие действовать банки). Кроме того, были вопросы, связанные с составом временных администраций. Очевидно, в такую администрацию не должны входить люди, представляющие организации, связанные с данным банком, а также люди из других банков, даже если между банками нет никаких отношений.
В-третьих, в качестве объектов санирования рассматриваются только явно "больные" банки. А это значит, что во многих из них убытки и дефицит ресурсов так велики, что трудно найти инвесторов для их оздоровления. Представляется целесообразным, чтобы ЦБ РФ подключался к санированию в тот момент, когда банки еще не вошли в стадию банкротства. С этой точки зрения, возможно, более перспективными для санирования следовало бы признать банки 3-й и 4-й классификационных групп (в соответствии с Указанием ЦБ РФ № 2005). Впрочем, это не означает, будто внимание к банкам 5-й группы может быть ослаблено.
В-четвертых, нуждаются в совершенствовании методики санации.
В-пятых, остается проблема несовпадения интересов банков и ЦБ РФ (АСВ), отражающаяся и на успешности санацион- ных процедур. Нередко сам банк или его собственники не заинтересованы не только во введении временной администрации, но и в санации.
Вопросы практики
Всего (нарастающим итогом) по состоянию на 01.01.2012 на цели санации банков было фактически направлено 641,35 млрд руб., из них 485,1 млрд руб. – за счет кредитов Банка России.
С учетом возврата заемщиками части основного долга по предоставленным АСВ займам размер текущего финансирования мер санации банков на 01.01.2011 составил 304,2 млрд руб. В 2011 г. на санацию банков израсходовано 295,86 млрд руб., в том числе 294,81 млрд руб. – на цели финансового оздоровления Банка Москвы. Заемщиками в соответствии с графиками возвращено Агентству 53,2 млрд руб. в порядке погашения основного долга и уплачено 7,1 млрд руб. в качестве процентов за пользование заемными средствами.
В 2011 г. в АСВ поступило предложение Банка России об участии в предупреждении банкротства Банка Москвы. План санации последнего был утвержден Советом директоров Банка России 30.06.2011. Для его реализации в качестве инвесторов привлечены "ВТБ Долговой центр" и "ВТБ Пенсионный администратор".
"ВТБ Долговой центр" приобрел акции Банка Москвы у прежних акционеров в количестве, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров (80,52% акций). ВIV квартале 2011 г. Банк Москвы разместил дополнительные акции на сумму 102 млрд руб., которые полностью приобрел "ВТБ Пенсионный администратор". Агентством проведена комплексная проверка финансового состояния Банка Москвы. После приобретения инвестором "ВТБ Долговой центр" акций банка АСВ предоставило банку заем в размере 294,8 млрд руб. на 10 лет под 0,51% годовых за счет средств Банка России. Предоставленное финансирование, а также размещение дополнительных акций позволило достичь положительной величины собственных средств (капитала) банка. Одним из условий предоставления указанного займа является обязанность банка осуществлять частичное досрочное погашение займа в 1,5-кратном размере от сумм, фактически полученных в результате работы с проблемными активами с наименьшей вероятностью возврата. Их общий размер составляет около 150 млрд руб. Банк Москвы во исполнение указанного условия в 2011 г. возвратило Агентству 2,2 млрд руб. Оперативно принятые меры привели к восстановлению устойчивого финансового положения Банка Москвы и созданию необходимых предпосылок для его дальнейшего развития.
По состоянию на 01.01.2012 АСВ участвовало в санации 7 банков. В 2011 г. завершены мероприятия по финансовому оздоровлению Банк24.ру, банка "Северная казна", Газэнергобанка, "Губернского" и банка "Тарханы". К финансовому оздоровлению Банк24.ру и Газэнергобанк Агентством было привлечено в качестве инвестора Пробизнесбанк. Сроки санации указанных банков составили 2 года 5 месяцев и 2 года 7 месяцев соответственно. За этот период банки и инвестор провели комплекс мер по стабилизации деятельности банков, был увеличен размер их собственных средств (капитала)[1].
Краткие выводы
1. Финансовое оздоровление проблемных банков при определенных условиях может давать положительный результат. Важнейшее значение для этого имеют политическая воля и профессионализм руководства банка.
2. Усилия временных администраций в большинстве случаев не дают положительных результатов, что говорит о том, что правила финансового оздоровления проблемных банков нуждаются в совершенствовании, в том числе в плане повышения ответственности их собственников.