Эффективное мышление исследователя
Все вышеперечисленные типы мышления существуют в практике исследования и, как уже отмечалось, каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны. Среди них нет плохих и хороших. Они проявляют свои положительные и отрицательные стороны лишь в определенных обстоятельствах. Поэтому эффективность мышления исследователя зависит от того, насколько органично присущее ему мышление соответствует конкретным условиям, целям и возможностям исследования, как развивается его мышление в процессах самообразования.
Эффективность – это всегда сопоставление или, если это возможно, соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Что может быть результатом мышления?
Если говорить об индивидуальной деятельности менеджера, то таким результатом может быть не что иное, как успешное решение проблемы, удовлетворенность сделанной работой, предельная ясность в понимании того, что надо делать дальше и как это необходимо делать. Все это акты мыслительной деятельности. Когда менеджер разрабатывает стратегию фирмы, наиболее эффективным оказывается тип творческого, гибкого, конструктивного мышления. Когда он решает текущие проблемы, необходимо мышление прагматическое, конкретное, непосредственное.
Затраты усилий на необходимые в этих случаях результаты определяются тем, как развиты те или иные типы мышления менеджера, какие методологии он выбирает при решении проблем. Это определяет и затраты времени, самый важный ресурс управления, и затраты социально-психологических усилий, которые также ощутимы в деятельности менеджера.
Но когда результатом интеллектуальной деятельности является решение, концепция, стратегия, миссия и т.д., разрабатываемые группой исследователей, затраты становятся более зримыми и значительными. Они уже характеризуют как человеческие ресурсы, так и интеллектуальный потенциал, который определяется в значительной мере формированием группы исследователей по критериям типологии мышления.
Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но возникновение которых необходимо свести к минимуму.
Вероятно, есть смысл рассмотреть наиболее типичные ошибки, встречающиеся в процессах мышления и снижающие его эффективность (рис. 5.12).
Рис. 5.12. Факторы, снижающие эффективность мышления
1. Обобщение по недостаточному количеству фактов, а иногда и по единичному факту. Это всегда ведет к ложным выводам, снижает эффективность мыслительных процессов.
2. Перенос смысла, или некорректная аналогия. В качестве примера можно привести понятие "искусственный интеллект". Оно построено на смешении двух несовместимых понятий. В обычном общении или поэтическом языке такое возможно, но научная терминология так строиться не должна. Почему мы не называем автомобиль искусственными ногами, авиалайнер – летающим человеком? Компьютер является средством интеллектуальной деятельности человека, он повышает ее производительность, но сам по себе не может быть интеллектом. Конечно, термин может иметь знаковое значение, рассматриваться как некая условность, о понимании которой можно договориться. Тогда эта условность должна быть строго определена и ситуативно ограничена.
К разряду некорректной аналогии можно отнести, например, такие определения: "АСУ является совокупностью человека, математических методов и ЭВМ" или "Субъект управления – это управляющая система". Одно неизвестное понятие определяется через другое неизвестное. Интересно, что понятие управляющей системы при этом определяют через понятие субъекта управления. Но тождественны ли эти понятия? Ответ на этот вопрос не очевиден. Субъект не обязательно является системой. Подобных примеров может быть множество.
3. Подмена понятий, отход от исходного определения или его размывание в мыслительных процессах. Вольное оперирование понятием. Сначала вкладывают в него одно ОГЛАВЛЕНИЕ, потом оперируют им, полагаясь, по существу, на другое ОГЛАВЛЕНИЕ. Это часто встречается с понятиями "демократия", "система управления", "методы управления" и др.
4. Ошибки мышления часто наблюдаются при использовании различных схем доказательства, нарушении логики взаимодействия посылки и выводов.
5. Бывают и "непротиворечивые противоречия" в рассуждениях – противопоставление мелочей, выдаваемое за важное противоречие, потеря главного, основного или преувеличенное противопоставление главного и второстепенного.
Мышление – это не только совокупность правил его осуществления. Есть смысл говорить и об искусстве мышления. Оно проявляется во влиянии интуиции на мышление, в формах мыслительного процесса, его личностных особенностях, связях с процессами проявления эмоций, "переживании мысли". Искусство мышления – это и управление собственными мыслительными процессами, способность ограничивать и направлять мысли, "расковывать" их при необходимости, концентрировать, использовать временные параметры мыслительных процессов.
Процессом мышления можно управлять. Средствами управления являются:
– установление или снятие ограничений;
– переключение мысли;
– концентрация мысли;
– флуктуация мысли;
– "переживание" мысли;
– направление мысли;
– оценивание мысли;
– напряжение мысли.
Эффективность мышления – это своеобразный ограничитель, стимул и качество мыслительного процесса, дисциплинирующий его фактор.