Лекция 1. ЭДУКАЦИЯ И РОБУРСАЦИЯ
1.1. Предмет педагогики
1.2. Возникновение и развитие педагогики
1.3. Основные категории педагогики
1.4. Уточнение педагогических категорий
1.5. Теоретическая и практическая педагогика
1.6. Система педагогических наук
1.7. Педагогические течения
1.8. Инновационная педагогика
Трудность материала – 0,64 у.е.
Минимальное время – 70 минут
Для самостоятельного изучения материала потребуется 159 минут
После изучения данной главы студент должен:
знать
• предмет и систему педагогики;
• категории педагогики;
• педагогические течения;
уметь
• выделить педагогические проблемы из комплекса других проблем;
• отличать гуманистическую педагогику от авторитарной;
• анализировать педагогические инновации;
владеть
• понятийным au паратом современной педагогики;
• методами анализа эдукационного и робурсационного процессов.
Предмет педагогики
Каждому из нас с раннего детства известны такие слова, как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие", даже "формирование"; каждый может по-своему объяснить, как он понимает значение этих слов. В школе мы увидели труд учителей и узнали, что их называют педагогами, что существует целая наука о том, как воспитывать и обучать детей. Тот, кто проходил профильное обучение в "педагогических" классах, способен много рассказать о значении воспитания в жизни и судьбе каждого человека.
Наука о воспитании человека называется педагогикой. Свое название она получила от греческих слов "пайдос" – дети и "аго" – вести. В дословном переводе "пейдагогос" означает "детоводитель". Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Понимание педагогики как науки о воспитании детей сохранялось вплоть до середины XX в., и только в последние десятилетия сомнения развеялись окончательно: в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Педагогику стали определять как науку о воспитании человека.
Сегодня педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ; развивается быстрее или медленнее в зависимости от потребностей и поддержки общества. Источниками развития педагогики являются:
• многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
• философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
• текущая мировая и отечественная практика воспитания;
• данные специально организованных педагогических исследований;
• опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.
Современные определения педагогики чаще всего вращаются вокруг пяти ее главных категорий: формирование, развитие, воспитание, образование, обучение. В зависимости от того, какую категорию тот или иной исследователь считает ведущей, возникает то или другое определение науки. Правильным будем считать приведенное выше определение педагогики как науки о воспитании. В педагогической литературе встречаются определения педагогики как науки об образовании, о формировании человека, о развитии его сил и способностей. Каждое определение правильное, но не полное. Предмет педагогики сложен, а потому и возникает множество определений.
Задание. Проанализируйте определения педагогики, приведенные в "Википедии" (свободной энциклопедии, которая создается пользователями Интернета). Размышляйте. Сделайте свои выводы. С какими определениями вы согласны и почему? Обсудите результаты исследования на семинарском занятии.