Лекция 3. Эдукационный процесс

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

– знать систему и структуру эдукационной системы; модели представления учебно-воспитательных систем; этапы эдукационного процесса; ОГЛАВЛЕНИЕ и уровни обучения и воспитания; учебные планы, программы, государственный образовательный стандарт;

– уметь дифференцировать эдукационные процессы, выделять их из неэдукационных; анализировать структуру эдукационного процесса; разрабатывать обеспечение эдукационного процесса; рассчитывать продуктивность процесса по исходным данным;

– владеть методами анализа целостного эдукационного процесса; методикой составления программы эдукационного процесса; методами организации профильного обучения.

Диагностические индексы:

Минимально необходимое время (в минутах) изучения материала темы – 160.

Трудность (в условных единицах от 1.00) изучаемого материала – 0,90.

Время (в минутах), необходимое для полноценного усвоения знаний, – 304.

Понятие, система и структура эдукационного процесса

Предыдущие главы были посвящены сущностям явлений обучения, воспитания, образования, развития, формирования. Теперь мы рассмотрим их в развитии, движении, чтобы понять, как функционируют воспитание, обучение, развитие и формирование во времени и пространстве. Функционирование чего-либо во времени и пространстве называется процессом. Процесс (от лат. processes – движение вперед) – основная характеристика любого производства. Процесс всегда направлен на получение какого-то результата (продукта). Процесс угасает в продукте.

В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие "учебно-воспитательный процесс". Исследования П. Ф. Каптерева, А. И. Пинкевича, Ю. К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие суженное и неполное; оно не отражает всей сложности воспитания и обучения и прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности.

Более емким оказалось понятие "педагогический процесс". Именно единство обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. В остальном же понятия "учебно-воспитательный процесс" и "педагогический процесс" совпадают.

В современной педагогической литературе употребляются и другие названия для педагогического процесса: учебно-воспитательный (сохранилось), дидактический (где воспитательная функция подразумевается), воспитательный (в котором автоматически присутствует обучение), эдукационный процесс, объединяющий воспитание и обучение. Понятие педагогического процесса употребляется чаще других.

Определений педагогического процесса много. В наиболее общем представлении, педагогический процесс – это движение обучения и воспитания к своей цели. В несколько суженном, практическом определении педагогическим процессом назовем развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

К понятию "педагогический процесс" также возникли вопросы. А где "ученический процесс"? Нам говорят: это подразумевается. Зачем подразумевать? Нужно назвать, обозначить.

Для обозначения органического единства обучения и воспитания, неразрывности педагогической и "ученической" деятельности введено понятие эдукации. Движение эдукации к своей цели называется эдукационным процессом. Эдукационный процесс имеет свои отличительные особенности, которые выводят его за пределы других процессов, имеющих отношение к воспитанию.

1. Эдукационный процессединство трех составляющих. педагога, учеников, предмета обучения-воспитания.

2. Эдукационный процесс протекает в специально созданных условиях. Условиями в данном случае являются учебно-воспитательные учреждения, которые специально создаются для эдукационного процесса.

3. Эдукационный процесс имеет четко определенные цели. Последние выводятся из целевых установок развития общества, общечеловеческих ценностей и имеют современное научное обоснование.

4. Эдукационный процесс осуществляется по специальным планам и программам, которые разрабатываются научно-исследовательскими учреждениями и утверждаются государственными органами.

5. Эдукационный процесс управляется педагогами, квалификация которых подтверждена дипломом установленного образца. Процесс, в котором не присутствует квалифицированный педагог, не относится к эдукационному.

6. Эдукационный процесс завершается гарантированным результатом. Функционирует система поэтапного и заключительного контроля достижений, которая выводит каждого воспитанника на посильный для него уровень обученности и воспитанности.

7. Участники эдукационного процесса несут ответственность в установленном законодательством порядке за свою деятельность и поведение.

Задание

Мы живем в обществе, где сосуществует множество процессов, направленных на человека. Семья, телевидение, пресса, милиция, суды, страховые компании, банки... Все усилия этих институтов направлены на человека, все стремятся сделать последнего таким, каким он им нужен. Во всех этих процессах присутствуют обучение и воспитание. Являются ли они эдукационными?

Заполните таблицу. По 10-балльной шкале оцените влияние каждого процесса на обучение, воспитание, развитие, формирование человека. Полагайтесь на собственный опыт и на оценки, которые вы читали или слышали. Главное: мы должны убедиться, что учителя не единственные, кто занимается воспитанием. Данные этой таблицы понадобятся нам и при изучении других тем.

Источник процесса

Влияет

на обучение

воспитание

развитие

формирование

Телевидение

Радио

Пресса

Литература

Кино

Интернет

Семья, родители

Улица, друзья

Милиция, суды

Армия

Исправительные

учреждения

Учебно-воспитательные заведения

Клубы, объединения

Общественные

организации

Работа над собой

Естественно, данные будут отражать ваше субъективное мнение: на каждого человека процесс влияет по-своему, и влияние это не остается постоянным. Научные исследования о воздействии различных процессов на формирование человека на первое место по силе влияния выводят телевидение, Интернет, неформальные объединения.

Все процессы, включая самовоспитание, не могут быть отнесены к эдукационному процессу, потому что не имеют необходимых и достаточных признаков. Возьмем для примера то же телевидение, которое оказывает очень мощное давление на подрастающего человека. Телевидение учит, воспитывает, развивает, формирует. Но чего добивается телевидение? Только наших денег. Это бизнес. Никто не несет ответственности за то, как какое-либо воздействие повлияет на человека, что с ним будет после, куда его приведут призывы, льющиеся с экрана. Ответ телевизионщиков циничен – не хочешь, не смотри. Но подрастающий человек слаб, сила воли не сформирована, а делать выбор он не умеет. Когда будет реализована цель воспитания – умение делать выбор – безнравственное телевидение исчезнет само собой.

Поставим точки над i

Выделением эдукационного процесса мы фактически отделяем целенаправленную деятельность по воспитанию-обучению от стихийных, неуправляемых влияний. Медицине понадобилось много лег, чтобы отмежеваться от знахарства, шарлатанства. И хотя последние по-прежнему существуют, официальная медицина отвечает только за свои действия. Ситуация в педагогике похожая. Сегодня педагогов жестко критикуют за невоспитанность подрастающих поколений, за общий упадок воспитанности и морали, фактически за процессы и их результаты, к которым педагоги не имеют отношения и на которые влиять не могут. Педагоги отвечают только за эдукационный процесс и его продукты.

Это не означает изоляции эдукационного процесса от других процессов обучения-воспитания. Педагогам необходимо сотрудничать с семьей, призывать на помощь самовоспитание, искать поддержку в Интернете. Однако ведущая роль при этом должна всегда принадлежать педагогам, что следовало бы закрепить законодательно.