Эдипальные фантазии
Эдиповы фантазии порождают страх перед примитивными фигурами преследователей — материнской, отцовской или комбинированной. Они часто помещаются в самом центре фобий, кошмаров и ночных страхов. Эти фантазийные фигуры выказывают садистические оральные, уретральные и анальные черты, равно как и страхи кастрации, обусловленные проекциями инфантильной сексуальности, садизма. Они удерживаются на сцене психосексуальным развитием ребенка. Кляйн описала комбинированную сексуальную фигуру родителей как важный фактор психотической тревоги. Эта фантазийная фигура есть частично отрицание родительских половых сношений, сливающих пару в одну чудовищную фигуру, а также проекция враждебности ребенка к этим сношениям, что делает фигуру особенно пугающей.
Кляйн полагала, что эдипов комплекс появляется в первый год жизни и находится под фундаментальным влиянием отношения младенца к груди. Именно фрустрация из-за груди и решительным образом — отлучение от груди заставляют ребенка обратиться к отцовскому пенису и осознать триангуляционную ситуацию. В ранней работе Кляйн расценила эту фазу как максимально садистическую. Полагая, что именно фрустрация из-за груди инициирует эдипову ситуацию, она думала также, что истоки эдипова комплекса более помещаются под эгидой ненависти, чем желания и любви. На протяжении своей работы с детьми, как описано в "Психоанализе детей" (1932) и различных статьях об анализе детей и взрослых, она развила и расширила свои взгляды на эдипов комплекс. В 1928 г. написала специальную работу на эту тему — "Ранние стадии эдипова комплекса" (1928).
К тому времени, когда Кляйн сформулировала концепцию депрессивной позиции, ее взгляды изменились в некоторых важных аспектах. Она установила связь между эдиповым комплексом и депрессивной позицией. Это отношение к матери как к целостной личности, которое проявляется постепенно, а затем несет в себе импликацию матери, отделенной от младенца и не управляемой им, ведущей собственную жизнь, в которую принципиально входят отношения с отцом — со всеми последствиями, включая чувства исключенности, зависти и ревности.
Но, как и при депрессивной позиции, здесь больше интеграции и снижения параноидных тревог, и сочувствие и любовь по уровню превышают ненависть. Кляйн постепенно пришла к выводу, что истоки эдипова комплекса не ассоциированы с фазой максимального садизма — эту идею она решила отбросить, но напротив, они связаны с уменьшением садизма. Осознание амбивалентности отношения к родителям и их внутренним взаимоотношениям приводит к защитным реакциям, в том числе к некоторой регрессии в сторону расщепления и параноидных тревог как защиты против чувства вины. Но это ведет и к компенсирующим импульсам, направленным не только на восстановление груди и матери, но также — и по возрастающей — на восстановление доброй родительской пары и хорошей семьи в целом.
В статье "Эдипов комплекс в свете ранней тревожности" (1945) Кляйн ясно обозначает перемену своих воззрений, равно как и проясняет, в чем именно они отличаются от фрейдовских. Это ее последняя статья на данную тему, но она обращалась к эдипову комплексу почти во всех последних работах. Например, она писала: "Способность ребенка получать удовольствие есть в то же время отношение к обоим родителям, которое является важной характерной чертой его психической жизни и конфликтует с вызванным ревностью и тревогой желанием разделить родителей, обусловленным его ощущением, что они — раздельные индивиды. Это более комплексное отношение к родителям (которое отлично от навязчивой потребности удерживать родителей наврозь и предупреждать их половые сношения) подразумевает большее понимание их отношения друг к другу и служит предпосылкой надежды ребенка на то, что он может свести их и счастливым образом соединить". Скрытые смыслы и последствия постепенных изменений психической организации, происходящих под натиском депрессивной позиции, огромны. Сюда входит обнаружение амбивалентности, чувство потери, вины, дифференциации внутренней и внешней реальности, способность к символизации и многое другое. Вместе с тем депрессивная позиция приносит не только перемены в природе объектных отношений, но и важные изменения во всем психическом функционировании.
В 1945 г. еще до выхода основной работы Кляйн "Замечания о некоторых шизоидных механизмах" (1946) она написала статью, в которой обрисована параноидно-шизоидная позиция. Она не прорабатывала до конца приложение своих новых открытий к полной теории эдипова комплекса, но раз за разом указывала на важность примитивных представлений для эдиповой ситуации. Например, в "Зависти и благодарности" (1957) она описывает разрушительные следствия тех случаев, когда зависть более, чем ревность, играет доминирующую роль в эдиповом комплексе.
Кляйн всегда подчеркивала, что установление хорошей связи с грудью и матерью необходимо, чтобы ребенок сопротивлялся эдиповой тревоге и справился с нею. С тех пор появилось множество работ, базирующихся на центральных идеях Кляйн. Ее открытие роли проективной идентификации в параноидно-шизоидной позиции было развито и дало толчок более обстоятельному пониманию ранней патологии и в особенности роли патологических форм проективной идентификации.
Чтобы сохранить приемлемое отношение к груди, младенец отторгает дурные аспекты и груди и себя и создает третью, отрицательную фигуру. Отцовский пенис — идеальный элемент для таких проекций. С самого начала работы с детьми М. Кляйн интересовалась эпистемофилическими влечениями. Она связывала эти влечения с тягой к исследованию тела матери и связывала торможение обучения с параноидными тревогами о материнском теле.