Лекция 1. Введение в экономическую теорию

Люди принимают решения о том, что они будут иметь; фирмы решают, как наилучшим образом выполнить эти решения. Экономическая теория изучает поведение людей, вовлеченных в этот процесс. Она является наукой именно потому, что у нее нет никакой иной задачи, кроме понимания этого поведения.

Дж. К. Гэлбрейт

После изучения данной главы студент должен:

знать

• предмет экономической теории и фундаментальное противоречие между ограниченностью ресурсов и неограниченностью потребностей как источник всех экономических проблем;

• какие экономические агенты действуют в любой экономической системе и какие экономические блага и факторы являются объектом их интересов;

уметь

• формулировать основные проблемы и принципы экономической теории: редкость ресурсов, необходимость выбора, экономическая рациональность;

• классифицировать экономические системы по видам собственности и способам распределения ограниченных ресурсов;

владеть

методикой построения, анализа и интерпретации кривой производственных возможностей;

• методами, которые используются в экономическом анализе современных явлений и процессов экономики.

Экономическая теория и экономическая практика

Из названия "Экономическая теория" даже только начинающему с ней знакомиться становится ясно, что это – теоретическая наука, изучающая экономическую практику. Однако такое определение не приближает нас к пониманию специфики предмета экономической теории, так как экономическая практика сложна, многогранна и связана с разными экономическими науками, а не только с экономической теорией.

Предмет экономической теории, как подчеркивал американский экономист Дж. К. Гэлбрейт (1908–2006), исследует поведение людей, действующих в экономике, таких как отдельные потребители или группы людей, образующих домашние хозяйства, фирмы, государства. Их деятельность не хаотична подобно броуновскому движению, а подчиняется объективным закономерностям, т.е. причинно-следственным взаимосвязям между экономическими явлениями и процессами. Например, если выросла цена на какой-либо товар (причина), то как изменится поведение домашних хозяйств, потребляющих этот товар (следствие 1), и поведение фирм, производящих этот товар (следствие 2), при прочих равных условиях.

Однако, изучая закономерности экономического поведения людей, необходимо принимать во внимание, что объективными условиями этой деятельности на любом этапе развития экономики выступают: 1) потребности людей (безграничные) и 2) ресурсы (ограниченные).

На самом деле, у потребителей всегда есть желание иметь больше товаров и услуг, чем те, которыми они располагают в настоящее время, однако желания ограничены размером доходов. Желание фирм реализовать множество прибыльных бизнес-проектов ограничено их материальными, финансовыми возможностями, а также трудовыми ресурсами. Государства стремятся превзойти показатели экономического роста и экономического благосостояния своих граждан и стать более экономически развитыми, но немногим это удается из-за ограниченности ресурсов, не только финансовых и материальных. Часто экономическому развитию государств препятствует недостаточность организационных ресурсов, выражающаяся в неэффективности экономической деятельности бюрократии.

С противоречием между ограниченностью ресурсов, а следовательно, и ограниченным выпуском продуктов и услуг, и безграничностью потребностей людей в товарах и услугах связаны все основные проблемы экономического развития. Все это и предопределяет предмет экономической теории.

Точнее всех приблизился к пониманию сути экономической теории П. Самуэльсон, охарактеризовав ее как "науку о том, как люди и общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их между различными группами людей".

Таким образом, экономическая теория в отличие от других экономических наук изучает экономическую практику под определенным углом как целенаправленную деятельность людей по использованию ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей в товарах и услугах.

В то же время экономическая теория не изучает нетипичные и случайные явления в экономической практике, например выигрыш в лотерею, получение наследства, пожертвования средств, а также не анализирует отдельные стороны экономической деятельности, как это делают конкретные прикладные экономические науки (например, финансовый менеджмент изучает финансовое состояние предприятия, маркетинг – движение товаров и услуг от производителя к потребителю, менеджмент – управление организацией).

Предмет экономической теории условно разделен на два уровня: микроэкономику и макроэкономику.

Макроэкономика – это раздел экономической теории, который изучает поведение экономики в целом с точки зрения экономического роста, проблем безработицы и инфляции, а также равновесия во внешнеэкономической деятельности.

Микроэкономика – это раздел экономической теории, который изучает поведение отдельных экономических единиц: потребителей, фирм, отраслей, отдельных рынков.

Но если микроэкономика как наука изучает деятельность домохозяйств, фирм и се интересуют конкретные показатели, то чем она тогда отличается от прикладных наук?

В отличие от прикладных наук экономическая теория определяет ключевые принципы функционирования экономики. Принцип означает основополагающее начало. Исходя из этого экономические принципы представляют собой совокупность основных положений экономической науки. Выше был рассмотрен один из таких принципов – принцип редкости, согласно которому в каждый конкретный момент времени количество ресурсов не соответствует необходимому объему ресурсов для удовлетворения потребностей людей. К наиболее важным экономическим принципам можно отнести принцип эффективности, равновесия, рациональности.

Однако если экономическая теория изучает общие принципы поведения людей в ходе экономической деятельности и подробно не останавливается на отдельных сторонах экономической действительности, например на финансах предприятия, управлении организацией, продвижении товаров на рынок, то в чем тогда состоит ее практическое значение?