1980-е гг.: Единый европейский акт
В течение 30 лет с момента образования Европейских сообществ их деятельность осуществлялась на базе подписанных в 1950-е гг. учредительных договоров, в ОГЛАВЛЕНИЕ которых вносились изменения лишь но отдельным, частным вопросам (бюджет, статус институтов и др.). Однако к середине 1980-х гг. стало очевидно, что заложенные в Парижском и Римских договорах правила нуждаются в коренных преобразованиях, прежде всего с целью завершить процесс создания единого экономического пространства в рамках ЕЭС и подготовить Сообщества к переходу на новый виток интеграции, связанный с введением единой валюты.
В связи с этим в 1985 г. Совет Европейских сообществ принял решение (вопреки сопротивлению представителей Греции, Великобритании и Дании) созвать специальную конференцию правительств государств-членов. По итогам конференции в 1986 г. был подписан Единый европейский акт, вступивший в силу после ратификации государствами-членами 1 июля 1987 г.[1]
Единый европейский акт (ЕЕА) – первая крупная реформа правовых устоев Сообществ (главным образом, ЕЭС). Наибольшее число его норм содержат поправки в учредительные договоры Европейских сообществ (раздел II "Положения, изменяющие договоры об учреждении Европейских сообществ"):
– во-первых, ЕЕА закрепил окончательную дату (31 декабря 1992 г.) построения единого для всех стран ЕЭС внутреннего рынка, т.е. "пространства без внутренних границ, в котором согласно положениям настоящего Договора обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов" (ст. 8а Договора о ЕЭС в редакции ЕЕА);
– во-вторых, Единый европейский акт расширил предметную компетенцию ЕЭС. Отныне к ведению Сообщества были отнесены новые сферы общей политики: региональная, научно-техническая, экологическая;
– в-третьих, существенной реформе была подвергнута система институтов Европейских сообществ. Реформа способствовала, с одной стороны, укреплению демократических начал в процессе принятия решений, с другой – усилению наднациональных черт, дальнейшему ограничению суверенитета государств – членов Сообществ.
В частности, Ассамблея Европейских сообществ, переименованная ЕЕА в Европейский парламент, получила новые полномочия в законодательном процессе (процедура сотрудничества, в которой Совет мог преодолеть вето Европейского парламента на законопроект только единогласно). Европейский парламент приобрел также право решающего голоса при решении вопросов о вступлении новых государств-членов в Сообщества, а ныне в Союз (см. 1.1).
Совет (в то время главный законодательный институт ЕЭС и других Сообществ) по многим вопросам, относящимся к регулированию единого внутреннего рынка, получил возможность принимать нормативные акты не единогласно, как ранее, а квалифицированным большинством голосов, даже вопреки возражениям отдельных государств-членов.
Единый европейский акт также расширил полномочия Комиссии и заложил правовую основу для создания новой судебной инстанции Европейских сообществ – Трибунала первой инстанции (в настоящее время Трибунал является одним из структурных элементов Суда ЕС)[2].
Другая реформа, получившая закрепление в нормах ЕЕА, связана с Европейским политическим сотрудничеством. Как отмечалось выше, данный механизм координации внешней политики государств-членов, сформировавшийся в 1970-е гг., не получил сначала юридического закрепления в учредительных документах. Единый европейский акт восполнил этот пробел. Отныне правовой режим ЕПС был закреплен в нормах третьего раздела ЕЕА "Положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики".
Сказанное объясняет название документа – "единый". Нормы ЕЕА регулировали устройство и деятельность двух главных сфер и направлений интеграционного процесса к середине 1980-х гг.: социально-экономической интеграции в рамках Европейских сообществ и "совместной разработки и осуществления европейской внешней политики" (ст. 30 ЕЕА) в рамках Европейского политического сотрудничества[3].
Продолжая оставаться в тот момент организационно самостоятельными, Европейские сообщества и Европейское политическое сотрудничество согласно первой статье Единого европейского акта отныне должны были стремиться к общей для них цели – "сообща внести практический вклад в постепенное создание Европейского Союза". Эта цель была достигнута в начале следующей, заключительной декады XX в.