Единство воспитательных воздействий
Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте, принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам – Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако последний всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласно с формулой, согласно которой по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.
Проверенное средство связи школы с семьей – дневник школьника. Педагогически правильное ведение этого документа позволяет эффективно координировать усилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались от дневников, в других – учителя не обращают внимания на то, что ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи: индивидуальные компьютерные карточки, используемые в западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. В связи с этим нужно, наоборот, повысить роль дневника, сделав его главным оперативным документом, отражающим текущую жизнь школьника.
3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.
4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи, или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.
5. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других воспитателей и т.п. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. В связи с этим воспитателям надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.
6. Практическая реализация рассматриваемого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.
7. Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов
Комплексный подход
Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Острая необходимость в таком подходе возникла в связи с тем, что и в теории воспитания, и в практике воспитательной работы школы процесс воспитания в последние десятилетия фактически рассматривался как сумма частных процессов, входящих в его структуру. Считалось, что эти процессы можно организовать и совершенствовать как самостоятельные. Кроме того, упор делался на формирование не целостной личности, а отдельных ее качеств. Нарушался принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Современная практика воспитания осуществляет комплексный подход, выполняя обязательные требования.
1. Воздействие на воспитанников по трем направлениям – на сознание, чувства и поведение.
2. Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.
3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего СМИ, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп – непременное условие комплексного подхода.
4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственнее воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное – в физическом и нравственном, трудовое – в умственном и т.д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков – умственного, нравственного и других видов воспитания, что уже само по себе создавало прецедент некомплектного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход.
5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния.
К числу главных факторов относятся:
– сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;
– условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);
– средства массовой информации и пропаганды;
– уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в них общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);
– нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;
– индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.
Немаловажное условие комплексного подхода, как уже подчеркивалось, – единство целей, содержания, форм и методов воспитания. Комплексность в таком контексте означает не противоречие замысла и путей его осуществления, а соответствие результатов поставленным целям и задачам.
Принцип национализма
Один из принципов, относительно правомерности введения которого и сущности его требований идут жаркие споры в мировой и отечественной педагогике, – принцип национализма, как его называют для краткости, или же национальный характер воспитания.
В многонациональных слаборазвитых странах этот принцип выражает идеологическую поддержку воспитания на ценностях коренной нации и практически сводится к ограничениям прав и свобод национальных меньшинств. Сильные, развитые страны, среди которых и Россия, сохраняя национальную самобытность воспитания, говорят больше о воспитании на национальных ценностях, не придавая воспитанию националистической направленности.
В отечественной педагогике борьба за национальную школу, национальную направленность воспитания имеет глубокие корни. Требования просты и очевидны: воспитательному процессу следует придавать национальную направленность, органично вписывать его в окружающую жизнь, направить на изучение "малой Родины", воспитание чувства любви к ней.
Рассмотрим основные положения время от времени вспыхивающего спора о том, какой должна быть школа – национальной или общечеловеческой, каким должно быть российское воспитание.
Воспитание должно быть национальным, утверждал видный педагог П. П. Блонский. В национальном воспитании важна поэтапность. Сначала это "пропитывание ребенка продуктами национального творчества, затем все прогрессирующее собственное национальное творчество".
Большое значение имеет организация экскурсий по родному краю, создание трудовых дружин, работая в которых школьники углубят "знание русской истории и русского народа, любовь и уважение к ним".
Главным итогом совместных усилий школы и общества должно стать "единение с народом", осознание общности судьбы и включение нации "в сплоченное движение вперед". ОГЛАВЛЕНИЕ общего среднего образования должно быть национальным и в качестве "ведущей направленности иметь задачу приобщить весь народ к отечественной культуре, великое духовное богатство сделать достоянием наших детей, составной их частью".
Еще в 1920-е гг. был предложен подход к определению содержания образования, который больше соответствовал национальным интересам. Приоритетное место в учебном плане должны занять родной язык, русская история и литература, география России, русское искусство. Предполагалось изучать материал, способный пробуждать национальную гордость и содействовать развитию национально-патриотического чувства. Следует шире использовать краеведческий и этнографический материал, народные песни и музыку, хоровое пение, былины, сказания, жития святых. В методике преподавания планировалось преодолеть прежний "очернительный" взгляд на историю Российского государства, усилить воспитание на положительных примерах, героических страницах истории, подчеркивать позитивные стороны характера русскую народа.
П. П. Блонский предлагал построить структуру образовательного процесса в виде расширяющихся концентрических кругов, которые будут выражать "направленность развитая идеи солидарности". Процесс формирования личности должен проходить поэтапно – от осознания себя как члена "племенной организации" (как русского) – через последующую идентификацию в качестве гражданина русского государства ("национальная солидарность") – к восприятию как части всего человечества. В младших классах внимание предлагалось сосредоточить на формировании национального самосознания путем знакомства с современностью и прошлым России. Важно, чтобы школьник с малых лет проникся сознанием, что он – будущий гражданин Российского государства.
В средней школе главный акцент необходимо сделать на приобщении ученика к мировым духовным ценностям, с тем, чтобы созревшая "национальная личность" создавала новые сокровища культуры. Должны применяться сравнительно-исторические методы в преподавании родного языка, литературы, географии, истории. Рассмотрение России как одной из великих стран мира даст должное представление о ее взаимосвязи с другими государствами, месте во всемирной цивилизации. Глубокое изучение мировой культуры позволит лучше понять самобытность творчества своего народа, будет побуждать к тому, чтобы внести в него свой достойный вклад.
"Сокращайте, что угодно, но только не изучение Запала, и вообще человеческого Мира: этим вы нанесете непоправимый ущерб общему развитию ученика, его общему знанию человеческой жизни и этим же вы ухудшаете его знание родного народа: широкое общение с мировой культурой лишь повышает национальное творчество", – призывал П. П. Блонский.
Дальнейшее развитие принципа национального воспитания было сделано П. Ф. Каптеревым, М. М. Рубинштейном, В. Н. Сорокой-Росинским, П. О. Девиным и в наиболее целостном виде представлено С. И. Гессеном. Была подвергнута критике позиция "педагогических националистов", склонных, "возвеличивая и усиленно подчеркивая достоинства национального воспитания, замалчивать и умалять необходимость и значение воспитания общечеловеческого". Нельзя замыкаться в собственном мире и отказываться от богатства всей общечеловеческой культуры. События в мире подталкивают нас не к разделению, а к демократическому и справедливому содружеству государств в семье народов. "Нация не нечто противоположное общечеловеческому, но стиль творческого усвоения народом общекультурного содержания", – писал С. И. Гессен. Задача, таким образом, состояла в том, чтобы включить в национальные ценности образования идеи и достижения всей мировой культуры.
По мнению М. М. Рубинштейна, "общечеловеческую идею мы можем сочетать и выявлять в школе на тщательном изучении всего родного, народного (но не только его одного!). Все изучение должно быть насыщено тенденцией – духом, чтобы каждый народ своим бытием и по-своему дал возможно больше не только себе и своим сынам, но и всему человечеству, и человечности... Только при этом условии педагог выполнит настоящую учительскую миссию". Суть национального образования виделась в наполнении образования ценностями мировой культуры, устремленности в будущее. Образование – это мост, соединяющий различные поколения и народы. "Школа должна объединять, а не разъединять; поэтому пусть каждый учится на родном языке и материале, но цель, идеал – он должен быть оправдай общечеловеческим характером и значением".
П. Ф. Каптерев был убежден, что "проявление национального в ребенке не нуждается в специальных воспитательных средствах", поскольку, по его мнению, это все равно, что "учить дышать". Трактовка национальной школы как "естественного стиля всякого подлинного образования", воплощалась в соответствующей структуре педагогического процесса. "Для развития общечеловеческих свойств нужно общее образование, затрагивающее все основные свойства человеческой природы, а потому разносторонне включающее в свой состав разнообразные предметы".
П. Девин советовал сперва знакомить школьников с мировой культурой, затем с культурой всего русского народа и, наконец, с прошлым и современным состоянием конкретной местности. В качестве национальных элементов образования он выделил прежде всего родной язык, а также православие и традиционный "строй семьи". В ОГЛАВЛЕНИЕ образования рекомендовалось включить знакомство "с самым главным и ценным" в русской истории и географии, в этнографических знаниях. Однако при этом подчеркивалось, что "национально-русское во всех предметах школьного курса может занимать место лишь постольку, поскольку оно имеет общечеловеческую значимость".
Вклад, внесенный "педагогическими националистами" в разработку принципа национального воспитания, способствовал прояснению сущности и места общечеловеческого и национального воспитания в процессе формирования человека. Постепенно выкристаллизовались общие контуры национальной школы, конструктивные подходы к определению "русского компонента" содержания образования, ведущие педагогические технологии.
Нынешняя ситуация достаточно сбалансирована. Нет радикализма, нет и воинствующего национализма. В программах мирно уживаются универсальные общечеловеческие ценности вместе с ценностями исконно российскими, а также ценностями всех других народностей и национальностей, населяющих наши необъятные просторы.
В целях сохранения государственной целостности, предупреждения центробежных тенденций доминирует государственный курс на унифицированную российскую школу, имеющую в своих программах государственный и региональный компоненты. Этот баланс позиций и интересов следует всеми силами оберегать, потому что национальная карта сегодня больше других разыгрывается в нашем нестабильном мире.
Не будем делать никаких выводов и рекомендаций. Просто примем все изложенное выше к сведению. Не забудем о тенденциях современного развития общества, о набирающих силу темпах мировой глобализации, о непрекращающихся попытках дестабилизации ситуации по принципу "разделяй и властвуй". Будущие поколения должны вырастать в твердой уверенности, что единство и мир между людьми будут сохранены.
БС
Итоговый тест
Найдите шесть ошибочных утверждений
№ п/п |
Утверждение |
Да |
Нет |
1 |
Принципы эдукации (то же самое принципы обучения-воспитания, принципы эдукационного процесса) – это основные положения, определяющие ОГЛАВЛЕНИЕ, организационные формы и методы эдукационного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями |
||
2 |
Правило – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа эдукации |
||
3 |
Практическая педагогика руководствуется правилами |
||
4 |
Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила |
||
5 |
Поведение людей не направлено на удовлетворение собственных потребностей, на решение собственных проблем |
||
6 |
Всегда и везде, где продуктивность процесса оказывалась ниже запланированной, нарушались принципы обучения-воспитания |
||
7 |
В современной системе выделяем следующие принципы эдукации: природосообразность; единство обучения и воспитания; сознательность и активность; наглядность, пример; систематичность и последовательность; прочность; эмоциональность; доступность; опора на положительное; связь теории с практикой |
||
8 |
Я. А. Коменский писал: "Совершенно справедливо, что искусство воспитания сильно не чем иным, как только подражанием природе"; "Как только это будет точно осуществлено, созданное искусство будет протекать так же легко и свободно, как легко и свободно протекает все природное"; "Искусство сильно не чем иным, как только подражанием природе". |
||
9 |
Принцип природосообразности Я. А. Коменского имеет ограниченное применение в современной педагогике |
||
10 |
Знания без воспитанности – меч в руках сумасшедшего. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем |
||
11 |
Ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения и воспитания: покажите их ученикам, объясните важность и значение, раскройте перспективы |
||
12 |
Следует как можно чаще использовать вопрос "почему", чтобы научить мыслить причинно; понимание причинно-следственных связей – непременное условие сознательного и развивающего обучения |
||
13 |
От детей непременно нужно требовать сознательного выполнения действий |
||
14 |
Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание и мешает воспринимать главное. |
||
15 |
Существуют четыре главных источника примеров: собственный опыт, история. Священное Писание, воображение. В зависимости от возраста и подготовки воспитанников используйте наиболее подходящий источник |
||
16 |
Используйте передовые достижения: составляйте со своими учениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний |
||
17 |
Не следует часто повторять изученное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении |
||
18 |
Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы носим в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить |
||
19 |
Не приступайте к изучению нового, предварительно не обеспечив наличия положительных мотивов и стимулов. Помните: знание, насильственно внедренное в душу ребенка, непрочно |
||
20 |
Если мы хотим учить и воспитывать качественно, следует нагружать оба полушария мозга и максимально использовать эмоциональный интеллект |
||
21 |
Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, ученики отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, которые они сами для себя выбирают и устанавливают, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости измените их |
||
22 |
Торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны |
||
23 |
Доступность – это легкость. Стремитесь к легкости обучения |
||
24 |
Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств – направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей |
||
25 |
Воспитывайте у учащихся сознательное и положительное отношение к труду, постоянно подчеркивайте, что только своей головой и руками человек достигает успеха. Показывайте личный пример такого отношения |
||
26 |
Обеспечение применения материала – первая обязанность учителя. Между изложением содержания и объяснением его применения должно быть установлено правильное соотношение |
||
27 |
Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия |
||
28 |
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты |
||
29 |
Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот – выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же – это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать |
||
30 |
Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т.д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае – задача воспитателя |
ERRARE HUMANUM EST
Человеку свойственно ошибаться
Неправильные утверждения: 3, 5, 9, 13, 17, 23