Единство воспитания и обучения
Этот принцип обобщает философские положения всех времен и народов, в которых раскрывается органическое единство воспитания и обучения. Данные процессы протекают одновременно и неразрывно. И хотя доля воспитания или обучения в отдельных актах эдукационного процесса может изменяться, он достигает цели тогда, когда педагог контролирует оба процесса. Принцип требует соблюдения гармонии обучения и воспитания.
Реализация принципа осуществляется через систему правил.
1. Знания без воспитанности – меч в руках сумасшедшего. Игнорирование этой древней мудрости обернулось большими потерями. Знания наши большие, а воспитанности не хватает, чтобы умно распорядиться ими, направить их на благо человека и человечества. Все, что открывает наука, к сожалению, превращается в оружие. Знающие, но не воспитанные люди выходят из наших учебно-воспитательных заведений, ежедневно умножая опасность приближения к роковой черте.
Всякий, кто берется за эдукацию, должен взять себе за правило: любое знание сопровождать надлежащим воспитанием. Конечно, нельзя в наше время запретить распространение опасных знаний, они доступны всем. Шестиклассник с начальными знаниями химии может сконструировать гранату. Уже сам факт, что стремление получить оружие возникает в голове ребенка, следует рассматривать как экстраординарный. Мы же делаем вид, что ничего не происходит.
Знания не только сила, но и опасное оружие. Педагоги должны делать все от них зависящее, чтобы знание сопровождалось надлежащей воспитанностью, чтобы развить нравственность своих воспитанников, предшествующей получению знания.
2. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Соблюдаем надлежащий баланс, развивая па конкретных знаниях нравственность человека. Может быть, сегодня не столь важно, будет ли знать ученик внутреннее строение лягушки или рыбы. Из урока он должен вынести убеждение – уничтожать природу нельзя.
3. Программы и учебные книги в свете требований данного принципа нужно пересмотреть и наполнить их мировоззренческим, нравственным ОГЛАВЛЕНИЕм. Факты, даты, правила и формулы оттачивают ум. А душа не может расправить крылья. Педагоги сознательно уходят от решения многотрудных задач воспитания. Формулы сокращенного умножения излагать легко, управлять нравственным становлением школьника – трудно. Поэтому и выпячивается сверх всякой меры обучение, обходят педагоги воспитательные участки эдукации, сосредоточиваясь на знаниях. Успеха достигаем: формулу серной кислоты в конце концов запоминают все. Но зачем?
4. В Библии написано: какая польза человеку от богатств, которые он приобретет, но душу свою загубит? Какая польза ребенку от школы, которая не сделала его нравственным человеком? В школу детей посылают не только за знаниями. Родители хотят видеть их воспитанными, готовыми к жизни. Педагоги должны понимать свою личную ответственность за судьбы людей. Не каждый может быть педагогом. Воспитание – не наемный труд, а высокая миссия. Остановим процесс предоставления педагогических услуг, на который переходят учебно-воспитательные заведения. Мы и так далеко уже зашли.
Правило, вытекающее из этого требования, простое: пусть каждый педагог, переступая порог школы, спросит себя – зачем я здесь?
Действие данного принципа распространяется и на направленность воспитания. Кому оно служит? Государству, обществу, человеку? В идеале должна быть гармония. Пользу из воспитания должны извлекать все – и государство, и общество, и человек. Но ясности пока нет, требование принципа нарушаются.
Прогрессивные педагоги всего мира понимают воспитание как "общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил" (Г. Сент-Джон). В различные времена ОГЛАВЛЕНИЕ этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения – воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни – сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания.
Школа – не государственное учреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою школы. Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государственном дыхании. Рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодолена отчужденность общества от школы и школы от общества, изолированность школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Педагоги должны осознавать себя не монополистами, а лишь уполномоченными народа в деле воспитания.
Для преодоления процесса огосударствления школы в развитых странах создана сеть частных (общинных) школ, реализующих цели определенных слоев общества, которые могут и не совпадать с государственными. И, несмотря на то, что обучение в государственных школах бесплатное, а в частных – платное, большинство населения (от 50 до 80-85% в различных странах) предпочитает платить за возможность воспитания своих детей на общественно-личностных ценностях. Процессы разгосударствления школы начаты и в нашей стране. Наряду с государственными, существуют частные и корпоративные (подчиняющиеся своим ведомствам) учебные заведения. Появились проблемы: никто не знает, каким должно быть оптимальное соотношение между государственной (общественной, народной) и частной школой.
Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. При этом следует избегать лозунговой педагогики, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается опыт поведения и общения. Однако чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.
В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.
К сожалению, опыт эффективного гражданского воспитания за годы советской власти у нас был утерян, приходится обращаться к своему прошлому, к зарубежным воспитательным системам, накопившим немало ценного в этой области. В США, например, считают, что "главная задача школы – воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты и уважают законы государства" (Г. Форд, бывший президент США). На достижение этой цели в школы направляются значительные финансовые средства. К слову сказать, за последние десятилетия наша страна существенно продвинулась по пути демократических преобразований, а финансовой поддержке школы со стороны государства могут позавидовать многие страны. Только на 2011 г. государственные затраты на финансирование образования увеличены более чем на 60%.
В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства, поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности вырабатывается несколько позже – в школе второй ступени. На всех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе первой ступени дети легко усваивают такие понятия, как "конституция", "власть", "авторитет", "закон", "ответственность", "правительство" и многие другие, если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени развивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам. Один из эффективных путей реализации принципа – введение специальных школьных предметов и наполнение соответствующим ОГЛАВЛЕНИЕм других школьных дисциплин.
Актуальная задача – преодоление в ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для этого воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая им роль "недорослей", и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего места в жизни.