Единоличные и коллегиальные органы
В основе такой классификации лежит количественный состав органов государственной власти, причем дело здесь не в количестве конкретных граждан, занятых в деятельности того или иного органа (число сотрудников Администрации Президента РФ — единоличного органа государственной власти — в несколько раз больше аппарата Правительства России, однако последний относится к числу коллегиальных органов власти), а в способе принятия решений. Единоличный орган принимает решение путем самостоятельного императивного волеизъявления, а коллегиальный — большинством голосов граждан, уполномоченных законом или иным нормативным правовым актом принимать решение в пределах своей компетенции. Данный порядок не исключает наличия при единоличном органе публичной власти различного рода коллегиальных совещательных структур, но даже если проект решения вырабатывается в них коллегиально, его веление носит консультативно-рекомендательный характер. Окончательное юридическое властное решение всегда принадлежит единоличному органу публичной власти.
По способу возникновения органы власти подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования, либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей. Таким образом, их объединяет то, что они никем не создаются. Производные же органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями. К производным относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Следует иметь в виду, что в унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных — два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации. Местные органы государства функционируют в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы (графства, округа, коммуны, уезда, провинции и др.), их полномочия распространяются только на эти местности. Может быть несколько уровней местных органов в зависимости от административно-территориального деления государства.
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ). Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции и т.д.).
По способу формирования органы государства бывают выборные и назначаемые. Избираемые органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами и органами на определенный срок. Важнейшими в этой процедуре являются принцип свободных выборов и периодическая сменяемость состава выборных органов власти. Гарантия прав выборных лиц — усложненная процедура привлечения их к ответственности, называемая в законодательстве иммунитетом.
Как указывается в учебной литературе, в отличие от выборных, назначаемые в органы публичной власти претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов, которые, как правило, лишены возможности свободного выбора кандидатов. Поэтому при назначении выдвигаются более жесткие, чем при выборах, профессиональные требования, повышенная ответственность этих лиц, компенсируемая отсутствием ограничений на сроки пребывания в должности.
Наиболее существенное значение в настоящее время имеет деление государственных органов "потрем властям":
— законодательные органы, т.е. представительные органы, которые формируются па основе всеобщих выборов (кроме монархий), осуществляют законотворчество, в том числе принимают бюджет, формируют правительство и контролируют его деятельность и т.д.;
— исполнительные органы, т.е. правительство, главы региональных органов управления (губернаторы) и другие, которые формируются различными путями (назначение, конкурсный порядок, выборы), исполняют законы, в том числе и путем издания собственных подзаконных актов;
— судебные органы, осуществляющие правосудие, и связанные с ними правоохранительные учреждения: органы расследования уголовных дел, исполнения судебных решений и приговоров, прокуратура. Суды формируются путем избрания (непосредственно населением либо представительным органом) либо назначения (президентом). Правосудие осуществляется судами через разрешение дел (споров) с соблюдением при этом материально-правовых и процессуальных норм.
Такое деление государственных органов "по трем властям" является неполным и нуждается в уточнении.
Во-первых, существенное место в государственном механизме занимает глава государства, в частности президент, который в современном государстве (например, в России) находится вне системы разделения властей, координируя и согласовывая деятельность всех ветвей власти.
Во-вторых, нельзя упускать из виду органы надзора и контроля, выделение которых в науке не считается бесспорным, хотя в некоторых странах их существование не вызывает сомнений. К числу таких органов относятся органы конституционного надзора, уполномоченные по правам человека (омбудсмены), прокуроры и т.д. Их деятельность состоит в проверке соответствия действий и актов государственных органов, должностных лиц с точки зрения законности, а иногда и обоснованности (целесообразности). О выявленных нарушениях докладывается соответствующему органу: парламенту, правительственным органам и т.п. В некоторых странах органы надзора и контроля уполномочены давать указания (предписания) об устранении выявленных нарушений и даже привлекать, например, к материальной ответственности, виновных должностных лиц.