Джефферсон о международной демократии
Начало закладывания принципов международной демократии во многом также связано с именем и деятельностью Т. Джефферсона. Демократизм, считал он, имеет глубокие объективные корни. Говоря о моральных обязанностях, возникших у людей в отношении друг друга в естественном состоянии и приведших к формированию обществ, Джефферсон отмечал, что такие же обязанности связывают и общества друг с другом. Мы твёрдо уверены, и действуем с таким убеждением, говорил он в своей второй инаугурационной речи в 1805 г., что наши отношения со странами, как и с людьми, будут неотделимы от наших моральных обязанностей, ибо в долгосрочном плане политический интерес никогда не может быть отдалён от морального права. Он призывал к терпимости и пониманию в отношениях между народами, у каждого из которых имеются свои собственные системы моральных ценностей. "У людей, живущих в разных странах, при различных обстоятельствах, различных привычках и режимах, могут быть разные ценности, – писал он, – поэтому тот же самый акт; который может быть полезным и, следовательно, добродетельным в одной стране, может оказаться вредным и порочным в других условиях" [12, vol. 9, р. 7].
Джефферсон призывал уважать избранные другими нациями формы правления, ожидая, что собственная форма также будет уважаться ими. Никто не имеет никакого права вмешиваться в выбор другими людьми своего правительства или внутренней политики. Самое основное при этом выборе – это воля нации [12, vol. 1, р. 201].
Справедливость, считал Джефферсон, является нормой взаимоотношений не только между отдельными людьми, но и между нациями. Каждая нация имеет естественное право на всю юрисдикцию, которая может быть законно осуществлена на территории, которую она занимает. Поскольку мир и процветание, а не завоевания и доминирование были провозглашены целями США, они должны избежать близости с другими нациями, которые могут удержать их от приверженности миру. "Наша преданность ни одной нации на земле не должна вытеснять нашу преданность свободе" [12, vol. 9, р. 385], – призывал он.
Историки и политики приписывают У. Черчиллю тезис о том, что у Великобритании нет постоянных друзей, а есть только постоянные интересы. В действительности же идею эту, применительно к США, сформулировал Т. Джефферсон, а словесно её изложил первый президент США Д. Вашингтон, в администрации которого Джефферсон служил в качестве Государственного секретаря. У США есть только постоянные интересы, но нет и не должно быть постоянных друзей, и они не должны вступать в обязывающие союзы с другими странами, сказал Д. Вашингтон в своём прощальном обращении к американцам 19 сентября 1796 года. Эти слова, уже применительно к Великобритании, позже повторяли британские премьер-министры лорды Палмерстон и Черчилль.
В духе "Оды миру" Эразма Дезидериуса Джефферсон воспевал мир и осуждал войну. Страны, правители которых используют ресурсы своей страны для ведения войн и враждебной политики по отношению к другим странам, полагал он, обрекают свои народы на долги и опустошение, в то время как свободные общества организованы для счастья и процветания их народов, лучше всего обеспечивая состояние мира. "Насколько лучше для соседей помогать, а не причинить раны друг другу?" – спрашивал он и отвечал: если страны прекратят вести войны друг с другом, если будут жить в дружбе со всем человечеством, то они смогут использовать всё своё время для обеспечения их народов благами. Их мужчины не будут искалечены на войне, а женщины и дети будут спать в своих домах без страха быть убитыми или угнанными врагами. Численность населения будет увеличиваться, а не уменьшаться, и они будут жить в изобилии и в покое.
"Чем больше я ненавижу войну и рассматриваю её как самый большой бич для человечества и чем страстнее я желаю удержаться подальше от ссор в Европе, тем больше я желаю пойти со своими собратьями в этих желаниях, а не отделяться от них" [12, vol. 14, р. 308], – писал он в 1797 г.
Джефферсон называл мир высшим интересам США и условием освобождения их от долгов. Состояние мира, по его мнению, – это то, что более всего улучшает нравы, процветание и счастье человечества. Оставаясь всегда другом мира и веря в него как в способ продвижения счастья и процветания народов, я больше, чем когда-либо, желаю, чтобы он не был нарушен, писал президент Джефферсон в 1807 г. Энергия и предприимчивость, демонстрируемые во имя обеспечения мира, будут не менее выдающимися, чем те, которые демонстрируются в войне. Счастье человечества лучше всего продвигается политикой мира, заявлял он, только на мире покоится устойчивое процветание страны.
Поэтому он прилагал огромные усилия для того, чтобы сохранять США нейтральными при решении проблем, которые сокрушают Европу. Возвращаясь к этому вопросу позже, Джефферсон признавался в том, что если он когда-либо был удовлетворён обладанием властью и доверием народа, то только в тех случаях, когда имел возможность использовать их для предотвращения войны.
Будучи Государственным секретарём США, Джефферсон руководствовался постулатом, согласно которому во власти соседних стран способствовать их взаимному счастью и процветанию, искренне используя свои службы для обеспечения мира и взаимных преимуществ. Отношения со всеми странами должны определяться сознанием того, считал он, что мир, процветание, свободен мораль тесно связаны между собой. "Мир, торговля и честная дружба со всеми странами, связывающих союзов – ни с одной, я считаю [одним из] существенных принципов нашего правительства", – провозгласил Джефферсон в своей речи при вступлении в должность президента США в марте 1801 г.
Президент Джефферсон говорил о необходимости культивирования мира и дружбы со всеми странами, ибо этот курс будет способствовать и благосостоянию США. Между миром, процветанием, свободой и моралью существует неразрывная связь. Разумеется, добавлял Джефферсон, что эти принципы должны основываться на общих интересах всех сторон. А общим интересам всех стран лучше всего соответствует свободная торговля, которую США должны осуществлять, не вступая в политические связи ни с одной. Главная цель такой политики – не вовлекать США в конфликты в Европе подписанием каких-либо договоров. Торговля со всеми странами, политических союзов ни с кем – таков был его девиз.
Усиление духа справедливости договорённостей со всеми странами было провозглашено целью внешней политики США во втором послании президента Т Джефферсона "О положении в стране". Этих позиций он придерживался до конца своей жизни. Я желаю, чтобы все страны могли возродить и сохранить свою независимость, чтобы крупные и сильные государства не выходили за пределы силы, необходимой для их собственной безопасности, чтобы благотворный баланс всегда поддерживался между нациями и чтобы мир, торговля и дружба выращивались всеми ими, – писал он в 1815 г.
Отсюда и акцент на праве каждой страны на самоопределение, самоуправление и отказ от вмешательства в дела друг друга. "Право наций на самоуправление является моей полярной звездой, мои пристрастия управляются этим...", – заявлял теоретик. Предположение о возможности диктовать независимой стране форму её правления Джефферсон называл высокомерным, зверским и вызывающим негодование. Мыслитель осознавал, что со временем США могут стать великой державой, способной диктовать свою волю другим странам и народам. "Но я надеюсь, – писал он, – что наша мудрость будет расти с нашей силой и научит нас, что чем меньше мы будем использовать свою силу, тем величественнее мы станем" [12, vol. 11, р. 111].
В то же время президент Джефферсон ясно видел принципиальные различия геополитических интересов США и европейских стран. Он считал неблагоразумным не воспользоваться исключительно благословенными условиями, в которых природа разместила США. Ему же принадлежат основные идеи руководящей внешнеполитической доктрины США в течение XIX века: невмешательство в дала., выходящие за границы Нового Света, и недопустимость вмешательства европейских стран в деда западного полушария. Будучи президентом, Джефферсон в 1806 г. писал тогдашнему послу США во Франции Дж. Монро о том, что рассматривает Гольфстрим целиком как воды США, в которых военные действия и выполнение круиза другими странами должны быть осуждены и запрещены. "Мы никогда не будем разрешать другому каперу плавать в пределах этого региона, и запретим вход в свои гавани крейсерам других государств. Это является основанием для нашего спокойствия и торговли" [12, vol. 13, р. 119].
В то время Джефферсон понимал ограниченность возможностей США и необходимость держаться как можно дальше от международных конфликтов, накапливая силы для отстаивания собственной линии в мировой политике. "Когда сила позволит нам установить право нашего полушария, согласно которому меридиан центральной Атлантики должен стать линией демаркации между войной и миром,
на згой стороне которого никакой враждебный акт не должен быть позволен, и лев и ягнёнок ложатся в мире вместе" [12, vol. 14, р. 22]. Эту идею он настойчиво внушал своим корреспондентам из европейских стран.
Европейские нации составляют отдельную часть земного шара; у них есть система собственных интересов, в которые мы никогда не должны быть вовлечены, писал Джефферсон в 1813 г. известному учёному из Германии В. Гумбольдту. У Америки есть своё полушарие. У неё должна быть своя отдельная система, представляющая особый интерес для США, "который не должен быть под чинён таковым Европы. ...Никакая искра войны, разожжённая в других частях земного шара, не должна быть донесена через широкие океаны, которые отделяют нас от них" [12, vol. 15, р. 477].
Он призывал своего единомышленника и президента в должности Д. Монро не давать впутывать США в дела Европы и не позволять Европе вмешиваться в дела Нового Света. "Наш первый и фундаментальный принцип – это никогда не давать втягивать себя в ссоры Европы. Наш второй девиз – никогда не позволять Европе вмешиваться в дела на этой стороне Атлантического океана. У Америки, Севера и Юга, есть ряд интересов, отличных от таковых Европы. Поэтому у неё должна быть собственная система, отдельная от таковой Европы. В то время как последняя прилагает усилия, чтобы стать постоянным местом жительства деспотизма, наши усилия должны сделать наше полушарие полушарием свободы... [Наша] цель [в этом полушарии] состоит в том, чтобы ввести и установить американскую систему удержать все иностранные державы вдали от нашей земли и чтобы никогда не позволять таковым из Европы вмешиваться в дела наших наций" [12, vol. 15, р. 478-479].
При этом Джефферсон подчёркивал, что США не нацеливаются на приобретение каких-либо владений Европы в Новом Свете и никоим образом не стоят на пути дружественной договорённости между ними и их метрополией; но они выступят, используя все их средства, против насильственного вмешательства любой другой державы в проблемы Нового Света. Экс-президент советовал президенту в должности делать то, что правильно, а именно: позволять людям Европы совершать их безумства и преступления в конфликтах между собой, а самому – добросовестно последовать по пути мира и процветания. Эти идеи нашли своё отражение в документе, известном как "Доктрина Монро".
Джефферсон был политическим мыслителем и практиком, не связанным догмами и живо реагировавшим на требования жизни, даже ценой пересмотра, а иногда неоднократно, своих собственных оценок и действий. Во вступительной статье к собранию сочинений
Джефферсона в 1904 г. Поль Л. Форд перечислял множество таких случаев. Так, Джефферсон называл правительства штатов "суверенами", но критиковал их за превышение их конституционных полномочий. Он высказывался в пользу абсолютно независимого жюри и судебной власти и в то же время критиковал их как недемократические институты. Он требовал, чтобы государственные служащие были отобраны только на основе их заслуг и в то же время заполнял комиссии своими сторонниками. Критиковал национальный банк за его незаконное влияние на национальное правительство, но поддерживал его в период своего президентства и т.д.
Однако в этом нет ничего удивительного и дискредитирующего Джефферсона в глазах современников и потомков. Менялись условия реальной жизни, и мыслитель-практик сразу же учитывал их в своей деятельности. Было бы прекрасно, если этому примеру последовали государственные деятели всех стран мира.