Двусторонние соглашения о свободной торговле
Первым шагом на пути к развитию новых рамок торговой политики Японии и переходу от региональных соглашений о свободной торговле к двусторонним, основанным на свободных, многосторонних и недискриминационных принципах, стало соглашение о свободной торговле с Сингапуром. И в этом направлении Япония играла лидирующую роль и была движущей силой в переходе к двусторонним торговым отношениям в Восточной и Юго-Восточной Азии. В начале 2000-х гг. Япония не имела двусторонних соглашений о свободной торговле, хотя около 30 крупнейших мировых экономик такие соглашения имели.
В 2002 г. Япония и Сингапур подписали так называемое соглашение об экономическом партнерстве "новой эры"[1]. Создание двусторонней зоны свободной торговли отвечало взаимным экономическим интересам обоих стран. Сингапур – страна с самой развитой экономикой среди членов АСЕАН, является важным рынком для японских товаров и ключевым звеном в продвижении экспорта Японии в страны Юго-Восточной Азии и, прежде всего, в АСЕАН. В 2011 г. Сингапур был восьмым крупнейшим получателем экспортных товаров из Японии, доля экспорта Японии в Сингапур составила 3,3% общего объема экспорта страны. Япония и Сингапур практически не торгуют сельскохозяйственными товарами, которые являются наиболее "чувствительными" для внешней торговли Японии, как указано выше. Экономический интерес Сингапура в развитии свободной торговли с Японией определяется особой ролью Японии в мировой и региональной торговле. Япония также является важным источником прямых иностранных инвестиций, технологий и финансовых ресурсов, как для самого Сингапура, так и для всех стран АСЕАН. Основная цель соглашения между Японией и Сингапуром – увеличить взаимную торговлю на основе сокращения тарифных и нетарифных барьеров, улучшить процедуры по таможенной очистке товаров, расширить бездокументарную торговлю, ввести принцип взаимного признания национальных стандартов. Экономическое партнерство Японии и Сингапура предусматривает также создание условий для укрепления экономических связей в таких сферах, как развитие и широкое использование информационных и коммуникационных технологий, научно-техническое сотрудничество, содействие деятельности малых и средних предприятий. Предполагается, что расширение торговых связей в созданной зоне свободной торговли будет способствовать обеспечению устойчивых темпов экономического развития двух стран, повышению привлекательности и сравнительных преимуществ их рынков, особенно в торговле высокотехнологичными товарами и информационными технологиями.
Создание зоны свободной торговли с Сингапуром послужило началом формирования новых рамок по созданию зон свободной торговли Японии на двусторонней основе, как с азиатскими странами, так и со странами Латинской Америки и Европы. В настоящее время Япония имеет 8 торговых соглашений о свободной торговле со странами Азии – Бруней-Даруссаламом, Вьетнамом, Индией, Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами, 3 соглашения с северо- и латино-американскими странами – Мексикой, Перу и Чили, одно соглашение с европейской страной – Швейцарией и одно региональное соглашение с АСЕАН. Япония также ведет переговоры о заключении регионального соглашения о свободной торговле со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) – Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия и двусторонних соглашений с Австралией, Канадой, Колумбией и Монголией. Эти соглашения нацелены на обеспечение устойчивого роста валового внутреннего продукта и создание новых рабочих мест в каждой стране и увеличению объемов торговых сделок между участвующими в торговых переговорах странах. Так, двустороннее торговое соглашение Японии с Канадой может увеличить канадский экспорт в Японию, включая продукцию сельского хозяйства, энергетики и аэрокосмической отрасли. Япония, в свою очередь, надеется, что такое соглашение поможет увеличить экспорт японских автомобилей в Канаду за счет снижения тарифов на автомобильный импорт в эту страну.
Япония продолжает рабочие консультации для заключение соглашения о свободной торговле с Республикой Корея. В 2011 г. Япония также начата переговорный процесс о подписании комплексного соглашения об экономическом партнерстве и соглашения о свободной торговле с Европейским союзом. В 2011 г. Япония была седьмым крупнейшим торговым партнером ЕС в мире и второй по величине торговых отношений в Азии. Экспорт Японии в страны ЕС превысил 67 млрд евро, и его доля в общем объеме экспорта страны составила 11,7%, а импорт страны из стран ЕС составил 49 млрд евро, и его доля в общем импорте достигла 9,4% в 2011 г. (табл. 10.4). Основной проблемой в переговорах с ЕС является устранение нетарифных барьеров в торговле автомобилями со стороны Японии.