Двухсекторная модель кругооборота

Главными действующими "лицами" практически любой экономической системы, допускающей частную собственность на ресурсы и свободу предпринимательства, являются люди, которые в ней живут. Потребности и желания побуждают их приобретать товары и услуги, а чтобы получить необходимые для этого средства, они вынуждены так или иначе участвовать в процессе общественного производства (или жить за счет людей, участвующих в этом производстве). Можно сказать, что именно сектор домохозяйств и сфера производства (фирмы) составляют основу экономики. Вполне очевидно поэтому, что рассматривать функционирование всей системы следует начать с анализа взаимоотношений этих двух групп субъектов.

На первом этапе абстрагируемся от государства и внешнего мира и предположим, что в экономике есть только частный сектор. С одной стороны, такого практически не может быть, следовательно, такое допущение делает модель нереалистичной, но с другой - между фирмами и домохозяйствами существует взаимодействие без участия государства и иностранцев. Вот эти связи и демонстрирует двухсекторная модель кругооборота.

Домохозяйства владеют ресурсами, но нуждаются в товарах и услугах, удовлетворяющих их потребности. Фирмы готовы производить товары и услуги, но для этого им необходимы ресурсы. Люди предоставляют свои ресурсы фирмам для участия в производстве, фирмы эти ресурсы оплачивают. Полученные доходы люди используют для приобретения благ.

Расходы домохозяйств на товары и услуги, удовлетворяющие их потребности, называются потребительскими расходами, и при отсутствии других расходов они составляют выручку фирм от продажи товаров и услуг. Этот полученный от реализации доход идет, прежде всего, на оплату используемых в производстве привлеченных ресурсов: наемного труда, капитала, земли. Вычитая из выручки затраты на ресурсы, получим прибыль фирм, которая принадлежит их собственникам. Все доходы от продажи, совершив кругооборот, возвращаются домашним хозяйствам. Следовательно, совокупные доходы экономических агентов тождественно равны их совокупным расходам на товарном рынке, т.е. рыночной стоимости произведенного продукта.

Однако даже для самой простой двухсекторной модели было допущено слишком много упрощений. Во-первых, обычно люди не тратят весь свой доход на потребление. Часть дохода, не израсходованная на покупку товаров и услуг, сберегается. Конечно, отдельные индивиды могут не иметь сбережений или даже иметь отрицательные сбережения - жить "в долг", тратя больше, чем заработали. Тем не менее в целом сектор домашних хозяйств обычно имеет положительные сбережения.

Эти сбережения, по сути, являются изъятиями из дохода, поскольку не возвращаются в виде потребительских расходов на товарный рынок, а затем - в виде выручки - производителям товаров и услуг. Их называют "утечками" из потока доходов, или "изъятиями".

В реальной экономике часть этих денег остается в виде наличности, часть оседает на различных банковских счетах, часть направляется на покупку ценных бумаг. Очевидно, что в экономике с активным финансовым сектором, пользующимся довернем населения, доля наличных денег в сбережениях будет мала. В модели кругооборота предполагается, что все свои сбережения домохозяйства хранят в банках или направляют на приобретение цепных бумаг.

Во-вторых, помимо потребительских расходов на товарном рынке присутствуют и расходы фирм. Они покупают друг у друга сырье, полуфабрикаты, инструменты, строительные материалы, оборудование и прочие товары, оказывают друг другу услуги - транспортные, юридические, консультационные, охранные и др. Часть затрат сразу включается фирмами в стоимость своего продукта и возвращается с выручкой от продажи. Другие затраты окупаются постепенно, иногда в течение нескольких лет. Это инвестиционные расходы бизнеса. К ним относятся, в частности, расходы на строительство или приобретение объектов недвижимости и покупку фирмами оборудования.

В-третьих, практически невероятно, что люди захотят купить именно столько товаров и услуг, сколько фирмы произвели и предлагают к продаже. Скорее всего, объемы производства и реализации не совпадут. Если будет произведено больше благ, чем куплено, у фирм будут накапливаться запасы непроданной продукции. Расходы фирм на создание дополнительных, пусть и не всегда запланированных запасов являются еще одним видом инвестиций фирм в производство. Превышение объема реализации над выпуском возможно только за счет использования прошлых запасов, тогда их величина будет сокращаться.

Выручку, из которой фирмы могут покрывать свои расходы, они получают обычно при продаже готового продукта; процесс производства к этому моменту уже завершен. Однако платить за ресурсы фирмы зачастую должны намного раньше: либо до, либо в процессе производства. К тому же, если вся выручка распределяется между собственниками ресурсов, включая изъятие прибыли владельцами фирм (как в нашей модели), у них просто не остается средств для инвестирования. Столь необходимые компаниям источники финансирования предлагает финансовый рынок, на который поступают сбережения домашних хозяйств.

Существует несколько вариантов привлечения фирмами сбережений с финансового рынка. Обычно производители предпочитают занимать деньги у финансовых посредников, чаще всего коммерческих банков, реже прибегают к выпуску ценных бумаг. В любом случае инвестирование осуществляется из имеющихся в экономике сбережений.

В отличие от сбережений, которые изымаются владельцами из потока доходов, инвестиции увеличивают совокупные расходы на товары и услуги. Дополняя потребление домашних хозяйств, они компенсируют недостаток расходов на рынке благ, образовавшийся из-за сбережений домохозяйств. Такого рода расходы (в данном случае инвестиционные) называются "вливаниями" в экономику, или "инъекциями".

Таким образом, совокупные расходы экономических агентов на товарном рынке складываются в двухсекторной модели из потребительских и инвестиционных расходов. Означает ли это, что они будут отличаться от совокупных доходов и совокупного выпуска, взятого в денежном выражении? Нетрудно доказать, что все эти величины по-прежнему будут равны.

Сумма расходов домохозяйств и фирм на рынке благ с учетом инвестиций в запасы, как запланированных, так и вынужденных, вызванных недостатком спроса, точно соответствует рыночной стоимости произведенного продукта:

Рыночная стоимость произведенного продукта, в свою очередь, равна сумме затрат на ресурсы, использованные в создании этого продукта, и прибыли фирм. Затраты фирм на ресурсы в виде заработной платы, рентных и процентных платежей составляют доход владельцев этих ресурсов. Прибыль от производства получают собственники компаний; следовательно, она тоже принадлежит домохозяйствам. Совокупные расходы, осуществленные экономическими агентами на рынке благ, и совокупные доходы, заработанные в результате производства этих благ, не могут не соответствовать друг другу, поскольку расходы одних оборачиваются доходами других. Деньги, как и другие субстанции, не появляются "ниоткуда" и не исчезают в "никуда".

Рис. 1.1. Взаимодействие домохозяйств и фирм в закрытой экономике (двухсекторная модель кругооборота)

Двухсекторная модель кругооборота, в котором домашние хозяйства не только потребляют, но и сберегают, а фирмы инвестируют в будущее производство, представлена на рис. 1.1.

Все рассмотренные взаимодействия между домашними хозяйствами и производственным сектором на рынках благ, ресурсов и финансов, можно записать в виде нескольких тождеств (фактически одного тождества в нескольких вариантах). Сначала для удобства введем ряд обозначений:

С (consumption expenditure) - потребительские расходы домашних хозяйств,

I (investment) - инвестиции частного сектора,

Е (aggregate expenditure) - совокупные расходы на товарном рынке,

S (private saving) - частные сбережения,

Y (aggregate income, yield) - совокупный доход.

Итак, совокупные расходы частного сектора равны сумме потребительских и инвестиционных расходов:

Доступность финансовых ресурсов стимулирует фирмы совершать покупки капитальных благ (машин, оборудования) и осуществлять строительство - и то и другое увеличивает спрос на рынке благ. Если изъятия из совокупных доходов в виде сбережений полностью компенсируются инвестициями, снижения совокупного выпуска не происходит. Кроме того, инвестируя, бизнес делает возможным увеличение производства в будущем. Достаточность инвестиционных расходов является необходимым условием экономического роста.

Трехсекторная модель кругооборота. Теперь рассмотрим, какие изменения происходят в экономической системе с появлением в ней еще одного активного участника - государства. Модель кругооборота, раскрывающая взаимосвязи между тремя национальными экономическими агентами - домашними хозяйствами, фирмами и государством - пока еще в закрытой от внешнего мира экономике, становится трехсекторной.

Воздействие государства на экономическую систему может идти в двух направлениях. С одной стороны, как в модели, так и в жизни государство выступает как самостоятельный экономический агент, потребляющий товары и услуги, использующий труд домашних хозяйств, имеющий собственные финансы и участвующий в создании совокупного дохода. С другой стороны, его присутствие и политика в разных сферах экономической жизни меняют поведение домашних хозяйств и фирм и их взаимоотношения. Нередко эти направления пересекаются.

С появлением государства доходы, заработанные владельцами ресурсов в производстве реального продукта, включая прибыль фирм, не являются больше доходами, которыми они могут полностью распоряжаться. Часть заработанных доходов переходит государству в виде налогов, при этом плательщиками могут выступать как непосредственно производители, так и домашние хозяйства. В первом случае объектами налогообложения обычно становятся выручка от реализации, добавленная стоимость (разница между рыночной стоимостью готового продукта и затратами на товары и услуги, закупленные у других производителей), фонд оплаты труда работников, имущество, прибыль; во втором - доходы и собственность.

Очевидно, что все налоги снижают величину дохода, остающегося в распоряжении людей. Поскольку эти деньги изымаются из доходов и не могут быть направлены на покупку произведенного продукта, они являются "утечками", или изъятиями. Поток трансфертов, идущий в обратном направлении, от государства к частному сектору, этот доход увеличивает, поэтому трансферты увеличивают общую сумму "вливаний" (инъекций) в экономику. Разница между общей суммой налоговых платежей и государственными трансфертами называется чистыми налогами.

Доход, который остается у домашних хозяйств (разница между совокупным доходом и чистыми налогами), называется располагаемым доходом. Именно он и распределяется между оплатой товаров и услуг на реальном рынке и сбережениями домашних хозяйств, направляемыми ими на увеличение денежных запасов и приобретение финансовых активов. Уменьшение располагаемого дохода приведет к сокращению и потребительских расходов, и суммы сбережений. При увеличении дохода они будут расти.

Таким образом, величина потребительских расходов и сбережений домашних хозяйств меняется с появлением в модели государства. Глубина этих изменений зависит от политики государства в сфере налогообложения и субсидирования частного сектора, а также от принятых государством обязательств по социальному страхованию и обеспечению граждан.

Однако этим влияние государства не ограничивается. Изменение располагаемого дохода домохозяйств косвенным образом отразится и на величине инвестиционных расходов бизнеса. Действительно, при сокращении сбережений уменьшится и сумма кредитных ресурсов, процентные ставки поползут вверх, объемы инвестирования сократятся. Кроме того, уровень налогообложения и субсидирования производства влияет на прибыльность реального сектора. Если бизнес дает меньший доход на вложенный капитал по сравнению с финансовыми активами, спрос на инвестиции падает.

В то же время для реализации своих функций государство закупает в реальном секторе огромное количество товаров и услуг. Для производства общественных благ, строительства, ремонта и оснащения объектов социальной и транспортной инфраструктуры, обеспечения работы медицинских и образовательных учреждений, жилищно-коммунального хозяйства, самого государственного аппарата требуются тысячи видов оборудования, техники, материалов с одной стороны и труд государственных работников с другой. Расходы государства на товары и услуги, включая заработную плату госслужащих, являются "вливаниями", или инъекциями, в экономику, увеличивая поток совокупных расходов и, соответственно, совокупных доходов.

Разница между доходами и расходами государства, или сальдо государственного бюджета, образует государственные сбережения.

Если сумма поступлений превышает расходы, появляется излишек бюджетных средств (профицит государственного бюджета), который может быть направлен, например, на погашение существующего государственного долга или кредитование бизнеса. В этом случае государственные сбережения пополняют частные сбережения на финансовом рынке. Когда расходы государства превышают его доходы (дефицит государственного бюджета), государство, как правило, занимает средства на финансовом рынке, выпуская долговые ценные бумаги (облигации).

Схема кругооборота с участием в нем государства представлена на рис. 1.2.

При введении в модель кругооборота государственного сектора меняется и вид макроэкономического тождества доходов и расходов.

Дополним список показателей:

G (government expenditure) - государственные расходы на товарном рынке,

Тх (taxes) - налоговые доходы государства,

Tr (government transfers) - трансферты государства частному сектору,

Т (net taxes) - чистые налоги,

Sn (national saving) - национальные сбережения,

Yd (disposable income) - располагаемый доход домашних хозяйств.

Как и в двухсекторной модели, расходы частного сектора равны сумме потребительских и инвестиционных расходов, хотя величина их и изменилась с появлением государства. Вместе с государственными расходами на товарном рынке они составляют совокупные расходы всех национальных агентов в закрытой экономике:

(1.5)

Рис. 1.2. Взаимодействие экономических агентов в закрытой экономике (трехсекторная модель кругооборота)

Доходы от производства после уплаты налогов поступают домашним хозяйствам. Вместе с трансфертами, полученными от государства, домашние хозяйства частично тратят их на оплату товаров и услуг, частично сберегают:

или

(1.6)

Таким образом, совокупный доход можно определить как

(1.7)

Поскольку все осуществленные экономическими агентами расходы на произведенный продукт не могут не соответствовать доходам от производства этого продукта, можно записать тождество доходов и расходов:

(1.8)

После вычитания из левой и правой частей тождества потребительских расходов, получим:

(1.9)

т.е.

Подведем некоторые итоги участия государства в кругообороте доходов и расходов. Налоги, которые платят домашние хозяйства и бизнес, сокращают величину дохода, полученного от участия в производстве, и располагаемого дохода. При этом уменьшаются совокупные расходы на товарном рынке и совокупный выпуск. Негативное влияние налогов частично компенсируется обратным потоком государственных трансфертов частному сектору. Однако государственные закупки товаров и услуг дополняют потребительские расходы домохозяйств и инвестиционные расходы фирм на товарном рынке, увеличивая выручку фирм от реализации совокупного продукта. Общий эффект от государственного вмешательства зависит от соотношения между этими потоками, т.е. от сальдо государственного бюджета.

Представим тождество доходов и расходов (1.9) несколько иначе, выразив величину инвестиционных расходов:

(1.10)

Получается, что источником средств для инвестирования в производство опять же выступают имеющиеся у экономических агентов сбережения, только теперь к сбережениям частного сектора добавляются сбережения государства. Вместе они представляют собой все национальные сбережения.

Когда государство тратит меньше, чем получает, государственные сбережения поступают на финансовый рынок. Средств, доступных для инвестирования, становится больше, это способствует снижению ставок процента и делает вложения в реальный сектор привлекательнее. В целом, при прочих равных условиях, профицит государственного бюджета расширяет инвестиционные возможности фирм.

Проблема, однако, заключается в том, что излишек государственных финансов встречается в реальной экономике гораздо реже, чем их недостаток. Обычно расходы государства превышают его доходы, и государственный бюджет формируется с дефицитом. У домашних хозяйств, имеющих сбережения, и у бизнеса появляется выбор между кредитованием реального производства (непосредственно, через покупку ценных бумаг фирм, или косвенно, через финансовых посредников) и кредитованием государства. В действительности, несмотря на то что доходность государственных облигаций почти всегда ниже, чем доходность корпоративных ценных бумаг и банковского сектора, они имеют преимущество в виде низкого риска вложений и потому могут быть привлекательными для инвесторов, не склонных к риску. На этом уровне анализа обычно игнорируется разница в доходности и степени риска различных финансовых активов. В результате частные сбережения разделяются на два потока: один идет в реальный сектор, другой - государству. Средств, доступных для инвестирования, становится меньше, кредиты дорожают. В целом дефицит государственного бюджета и рост государственного долга способствуют повышению ставок процента на финансовом рынке и снижению величины частных инвестиций. Макроэкономисты называют это эффектом вытеснения инвестиций государственными расходами.