ДВИЖЕНИЯ, ПЛАСТИКА И ПОСТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ
Все кости черепа, за исключением нижней челюсти, соединены между собой неподвижно, поэтому здесь возможны лишь следующие движения: движения головы в суставах между черепом и позвоночником и движения нижней челюсти в суставах между ней и височными костями черепа.
Суставы нижней челюсти весьма подвижны; при движениях нижней челюсти, благодаря растяжимости сумок суставов, суставные отростки челюсти выходят из суставных ямок и опорой имеют ближайшие выступы височной кости. Благодаря этому нижняя челюсть не только открывает и закрывает рот, но и движется взад и вперед, вправо и влево при жевании. В том, что суставные отростки выходят из ямок нижней челюсти, можно легко убедиться на себе, поставив палец на область сустава впереди ушного отверстия и широко открыть рот или подвигать челюстью в стороны — при этом можно ощутить пальцем, как суставной отросток нижней челюсти выходит из суставной ямки и движется в разные стороны.
Движения нижней челюсти вниз и в стороны бывают не только при жевании, они могут возникать непроизвольно вследствие изумления, разочарования и других эмоций — тогда в обиходе говорят: лицо "вытянулось", лицо "перекосилось".
Подвижность головы зависит от движения в суставах между мыщелками затылочной кости и первым шейным позвонком—здесь имеются два двухостных яйцевидных сустава, а также от движений между первым и вторым позвонками, когда первый позвонок как бы составляет одно целое с черепом и вместе с черепом поворачивается вокруг вертикальной оси по отношению ко второму позвонку. Подвижность головы зависит также от движений шейных позвонков, которые вместе с шеей перемешают голову. Таким образом, в особенности, если движение совершается одновременно в этих различных звеньях, голова может совершать самые разнообразные движения: подъем и опускание в различных направлениях, повороты, наклоны в стороны (более подробно см. ниже), причем подъем, например, может сочетаться с поворотом, опускание с наклоном головы в сторону.
При огромном разнообразии движений и положений головы изображение ее методом срисовывания просто неосуществимо, потому что малейшее движение в сторону нарушает намеченный было рисунок. Естественно, что изображать голову возможно главным образом, пользуясь методом объемного построения. Разумеется, при этом обшая масса черепа, а также и отдельные его выступы, видные и ощущаемые на поверхности головы, являются той основой, на которой и должно производиться построение. Череп и его выступы дают возможность строить голову в любом повороте и в любом ракурсе; намечая различные парные и непарные костные пункты, так сказать, сопрягая их, можно на бумаге или в объемном материале (например, глине) наметить основные объемные массивы головы, с тем чтобы в дальнейшем уточнить размеры и пропорции, характерные для данного случая, данной головы. Следует помнить, что строить голову нужно в целом, вместе с затылком, иначе объем и характер пропадут. Существует и довольно часто встречается "метод", когда работающий строит только лицо и остальную объемную (мозговую) часть черепа как бы "приплюсовывает". При этом теряются объем и пропорции головы в целом, голова приобретает иной характер. В таких случаях художники говорят: "затылок не чувствуется", "затылок плоский". Кроме того, не построив голову целиком, нельзя ее правильно пластически связать с шеей — связь будет только внешней и пластически незавершенной.
Необходимо оговориться! Нельзя, конечно, требовать, чтобы работающий скрупулезно придерживался костной связи между затылочной костью и позвоночником — речь идет о том, чтобы художник вырабатывал в себе привычку объемно мыслить и оперировать большими цельными массами, что при изображении головы особенно необходимо.
Большинство выступов черепа заметно на голове, особенно на лице, конечно, если оно не слишком располнело; поэтому они приобретают большое значение при построении головы в целом. Для этой цели важны край лобной кости, образующий верхние края глазниц, височные линии, лобные бугры, скуловые кости, скуловые дуги, нижняя челюсть с ее углами и подбородочным возвышением, теменные бугры, наружное затылочное возвышение, сосцевидные отростки.
Череп, а следовательно, и голова симметричны. При построении головы надо строить объемные парные формы, располагая их но обе стороны срединной плоскости, причем если рисуешь на плоскости (а не лепишь в объеме) в соответствии с точкой зрения рисующего.
Срединная плоскость головы — это воображаемая сагиттальная плоскость, разделяющая симметричную форму головы на две равные половины. Срединная плоскость черепа (головы), встречаясь с поверхностью, проходит через подбородочное возвышение, переднюю носовую ость, середину носа, надпереносье, середину лба, через стреловидный шов и наружное затылочное возвышение, образуя среднюю линию головы.
Срединная линия головы на плоскости рисунка представляет собой в упрошенном виде кривую, тем более выпуклую, чем больше повернута голова; наибольшая кривизна выявляется при полном повороте головы в профиль. При меньших поворотах кривая эта более сглажена: чем ближе голова к фасу, тем меньше кривизна, а при полном фасовом положении лица срединная линия делается почти прямой.
При наклонах головы срединная линия, сохраняя свойственную данному повороту головы кривизну, соответственно наклонена.
Срединная линия — главнейшая из координат головы — намечается в самом начале построения, чтобы, определив поворот и наклон головы, начать намечать по обе ее стороны симметричные части черепа.
Второй главной координатой является кривая линия, проходящая параллельно краю лба через середины обеих орбит (соответственно зрачкам), скуловую дугу, ушное отверстие и наружное затылочное воз-
Рис. 23. Использование "крестовины" для построения головы (рис. Ганса Гольбейна младшего)
вышение. Эта линия пересекает срединную линию в двух местах сзади и спереди перпендикулярно накрест и определяет подъем и опускание головы: если она лежит выпуклостью вверх — голова поднята, если выпуклостью вниз — голова опушена. Эти две пересекающиеся линии, так называемая "крестовина", определяют в основном поворот и наклон головы (рис. 23). Их надо наметить с самого начала построения и по отношению к ним откладывать вправо и влево, вверх и вниз, соответственно точке зрения, костные пункты черепа: скуловые кости и скуловые дуги, височные линии, -правую и левую стороны нижней челюсти, надбровные дуги и глазничный край лобной кости, местоположение уха и т. д. При наклонах и подъемах головы очень тщательно намечают местоположение уха и носа: что находится выше, что ниже, направление скуловой дуги; соотношение надглазничного края и нижней челюсти. Особенно это важно при сильных ракурсах сверху и снизу.
При рисовании со стороны затылка тоже важно тщательно наметить обе линии крестовины, положение уха, скулу, скуловую дугу, нижнюю челюсть, край орбиты, край лба, теменные бугры. Рисуя, надо представить себе, как по ту сторону срединной плоскости в пространстве объемно расположены части черепа, симметричные изображаемым, но не
видные с данной позиции рисующего. Для лучшей ориентировки и уточнения полезно время от времени, вставая с места, осматривать модель со всех сторон и затем продолжать рисунок с прежней позиции.
Уточнение черт лица: прорисовка носа, рта, глаз — производится! только после объемного построения головы, т. е. наметки на бумаге того, как размещены в пространстве костные ориентиры черепа.
Пропорции черепа сильно меняются за время роста человека.
Высота черепа новорожденного в 2 раза меньше высоты черепа взрослого. Высота верхней части детского черепа (от темени до зрачков) значительно больше нижней лицевой части, так как у детей в раннем возрасте очень малы челюсти; по мере роста эта разница сглаживается. Лобные бугры у ребенка сильно выступают, надбровные дуги малозаметны.
Мужской череп в среднем больше женского (это соответствует общим пропорциям, так как средний рост мужчины больше среднего роста женщины). Высота верхней части женского черепа относительно нижней несколько больше, чем на мужском. Лобные бугры у женщин развиты больше, а надбровные дуги меньше, чем у мужчин; от этого лоб мужчины более покат, а лоб женщины более отвесен.
Производят построение головы с объемной прорисовкой черепа внутри нее: в три четверти спереди, в три четверти сзади, в ракурс сверху (опущенную голову) в ракурс снизу (поднятую голову). Для этого рядом с головой натурщика ставят череп в том положении, в котором находится голова.
Вопросы. Череп мозговой, череп лицевой. Кости черепа: затылочная, височная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижняя челюсть. Глазницы, отверстия носа, рта. Методика построения черепа; "крестовина" и другие основные координаты построения черепа. Возрастные и половые особенности черепа.