Движение – физиологическая потребность организма
Двигательная активность – это сумма всех движений, производимых человеком в процессе жизнедеятельности. По мнению И. А. Аршавского (1980), каждое проявление двигательной активности способствует образованию метаболитов, необходимых для нормальных процессов роста и развития организма.
Объем и характер двигательной активности человека в большей степени зависят от специфики выполняемого им труда. Тысячелетиями жизнь людей была сопряжена преимущественно с физическим трудом, на который приходилось до 90% его усилий. За годы текущего столетия сложились обратные соотношения, возник дефицит двигательной активности. В настоящее время ребенок более 80% времени бодрствования сидит дома, в школе. Этот дефицит движения ведет к развитию ранее неизвестных состояний, которые приводят к атрофии мышц, потере белка, замене мышечной ткани жировой.
Основными средствами физической культуры являются физические упражнения. Физические упражнения – это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.
Чтобы физические упражнения оказывали положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:
1) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;
2) физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;
3) в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и ОГЛАВЛЕНИЕ врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.
Многократно повторяемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию (рис. 11.2).
Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.
Предупреждение гипокинезии с помощью физических упражнений
И. П. Павлов считал физическую работу "величайшим средством в случае расстройства высшей нервной деятельности". В отличие от функционирования механической системы, изнашивающейся от работы, деятельность живого организма сопровождается не только прогрессивными функциональными, но и морфологическими сдвигами. Возрастающие адаптационные резервы приводят к экономизации функционирования скелетных мышц и внутренних органов – на единицу выполняемой работы затачивается меньше энергии, быстрее идут восстановительные процессы.
Рис. 11.2. Результаты воздействия физических упражнений на человека
К настоящему времени с целью эффективности борьбы с гиподинамией разработан и практически адаптирован целый ряд авторских методик физического развития. Данные методики предназначены для широкого использования. Основные их достоинства – доступность, простота реализации, объяснимая и понятная эффективность. Это прежде всего система Купера – контролируемые беговые нагрузки, система Амосова – режим 1000 движений, система Лидерда – бег ради жизни, система Маргауза – всего 30 минут спорта в педелю на фоне повседневной естественной физической нагрузки (следуя установке: если можешь сидеть, а не лежать – сиди, если можешь стоять, а не сидеть – стой, если можешь двигаться – двигайся): скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону (произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей "бодрствующей" части суток) и т.д.
Естественно, что выбор того или иного способа, методики, системы соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса. Во всяком случае, выбору вида и методики физических нагрузок, как правило, должны предшествовать консультации со специалистами спорта и врачебные обследования.