Движение
Великий Аристотель, задаваясь вопросом: возникло ли некогда движение или же оно всегда было и всегда будет, пришел к выводу, что движение неуничтожимо и присуще вещам как нечто бессмертное и непрекращающееся, будучи своего рода жизнью для всего, что существует[1]. Созерцание вечного движения бытия способно вызвать глубокое религиозное чувство:
В пространстве, хором сфер объятом, Свой голос солнце подает, Свершая с громовым раскатом Предписанный круговорот. Дивятся ангелы Господни Окинув взором весь предел. Как в первый день, так и сегодня Безмерна слава Божьих дел[2].
У мира нет "выходных дней", он никогда не "устает": вечно вращается колесо сущего! Тихо движутся соки в растениях, да и сами растения расстилаются, вьются, устремляются ввысь; животные ходят, бегают, летают, плавают, ползают, прыгают. Мириады звезд, которыми мы любуемся в ясную ночь и которые кажутся нам неподвижными, движутся сложным образом с колоссальными скоростями: вместе со своими спутниками, вращающимися вокруг них, они вращаются вокруг своей оси и участвуют во вращении всей галактики вокруг ее оси, причем различные участки галактики имеют различные периоды вращения. В свою очередь, паша Галактика движется относительно других галактик. И этим причудливым кривым, но которым кружится карусель мира, нет конца: они уходят в бездну бытия. "Прежде всего, круговое движение действительно представляется наиболее распространенным в мире и особо значимым; все вертится вокруг чего-либо и обращается вокруг своей оси — галактики и туманности, звезды, солнца и планеты, атомы и электроны... даже фотоны и те, кажется, не составляют исключения"[3].
Па определенном этапе своей эволюции некоторые звезды взрываются, вспыхивают могучими космическими фейерверками. Наше Солнце — будущий огненный ураган. Вся его поверхность возбуждена, бурлит и извергается. Колоссальные огневые волны передвигаются по взбудораженной солнечной поверхности. Огромные фонтаны пламени — протуберанцы -бьют на сотни тысяч километров в высоту. Гигантские потоки внутреннего тепла, выбрасываясь на поверхность Солнца, изливаются в пространство в виде радиации: "И брызжет солнце горстью//Свой дождик на меня" (С. Есенин).
Движение неисчислимо многообразно. Скажем, в организмах животных и человека совершаются сложные физиологические процессы: переливаются стройными потоками биоэнергия и биоинформация. Сердце, толкая кровь по сосудам, бьется, не переставая ни на одну минуту, и так всю жизнь. Сам человек передвигается, овладевая пространством; создает различные пространственные формы в процессе труда. Человеческое общество представляет собой сложную динамическую систему, в которой все движется, взаимодействует, борется. Из этого движения складывается история. Неостановима ищущая мысль: творческая новация также есть движение — в смысле продвижения вперед. Совсем на другом уровне существования молекулы и атомы, из которых состоят тела, колеблются друг относительно друга или смещаются. Внутри атомов движутся, иногда с огромными скоростями, элементарные частицы. Бесчисленные вибрирующие поля пронизывают пространство.
Космические лучи бороздят Вселенную во всех направлениях, от них, как в океане от воды, негде спрятаться: они — тот космический вселенский океан разреженного вещества, сквозь бури и штили которого плывет наша маленькая Земля. Всюду, всюду движение!..
Обобщая весь эмпирический и теоретический опыт, наблюдения поколений, философия утверждает: движение во всем его многообразии и есть способ бытия всего материального и духовного; имманентная активность сущего, его вечные "муки" и "беспокойство", неустанный порыв, стремление к переменам места и состояния. Быть — значит изменяться, двигаться. В мире все слагается и разлагается, и никогда не бывает чего-то навсегда законченного: все в мире находится в непрерывном течении, которое не позволяет ничему принять навек окаменевшую форму. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы в абсолютной немоте, ибо движение можно определить как ту часть бытия, которая не сводится к чистому тождеству. Движение есть изменение, антитеза равенства.
Размышление о вечном неостановивом движении вошло в философию в глубокой древности. Еще Горгий говорил: то, что существует, не существует! Оно ведь в каждое мгновение меняет свое состояние, форму, ОГЛАВЛЕНИЕ, положение в пространстве и в потоке времени. В античном мире эту идею с поразительной силой высказал Гераклит: "пантарей" — "Все течет"! Можно ли переоценить эту максиму? "Гениальное "все течет!" произнеслось Гераклитом — и расплавленный кристалл элеатического бытия устремился вечным потоком. Гераклит подчинил и бытие и небытие перемене, движению: все течет! ничего не остается неподвижно, одинаково; все — быстро ли, тихо ли — движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между бытием и небытием".
Солнце постоянно обновляется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды: на нас уже текут новые воды (Гераклит). Нельзя дважды коснуться одного и того же тела: наши тела текут как ручьи, и вещество обновляется в них, как тот воздух, которым мы дышим. Мир мыслится как единый поток, вечное возникновение и исчезновение: одни вещи уходят, другие приходят; одни расцветают, другие увядают и высыхают; одни укрепляются, другие слабеют; холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется; одни вещи создаются, формируются, другие разрушаются. Образующееся со временем снова преобразуется. Все постоянно переходит из одного состояния в другое. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель — бытие и небытие постоянно переходят друг в друга. Изменение, происхождение, исчезновение представляют собой нескончаемый процесс перехода от небытия к бытию, и наоборот: возникает нечто, чего не было, или исчезает то, что было. Всюду рождение и всюду смерть!
Становится понятным гераклитовский выбор огня как первостихии. Огонь как видимая форма процесса горения является наиболее подходящим определением для стихии, понимаемой как субстанция, для которой характерно, что она есть вечный процесс, "пылающая" динамика сущего. Все движется и ничего не пребывает — таков общий принцип всего сущего. Идея абсолютного движения приводит нас к идее действительного бытия не иначе как к форме бывания, как бы гостевого пребывания. В человеческой плоскости — это элегическая мысль о том, что все мы гости в этом мире, мысль о временности и преходящести нашего здесь нахождения. Надпись на могильной плите "Вы в гостях, а я дома" предельна, лаконична и глубока философски: от вечного движения мы переходим к вечному покою.
Итак, идея движения имеет свои тонкости. Есть движение местное, т.е. перемещение в пространстве, изменение местоположения. Другой вид движения — это тоже изменение, но уже не своего местоположения в пространстве, а изменения качества, состояния. Есть и движение в области бытия — появление данного объекта и его исчезновение, уход со сцены своего бытия за "кулисы" своего небытия: нечто было и его не стало.