Две традиции в психологии рекламы
Историко-методологический анализ позволяет выделить две традиции в психологии рекламы, которые условно можно назвать "немецкой" и "американской". Первая традиция рассматривала рекламу как способ психологического (суггестивного) воздействия на потребителей. Психологи выясняли причины и способы воздействия на волю человека, обеспечивающие возможность порождения потребностей в рекламируемых товарах. Предполагалось также (особенно в "дотелевизионное" время), что потребности можно создавать искусственно, например, путем внушения. Вторая традиция ориентировалась на процессы опредмечивания (сегодня мы такой подход именуем маркетинговым) потребностей и их актуализации или усиления средствами рекламы. "В рамках первой методологии реклама должна была воздействовать на человека, “заставляя захотеть” приобрести рекламируемый товар, – акцентирует внимание E. Н. Зарецкая, – в рамках второй она воздействовала на выбор товаров и услуг, на принятие решения".
Системными исследованиями в данной области занимались многие ученые, оставившие весьма заметный след в мировой психологической науке: У. Д. Скотт, В. Меде, К. В. Шульте, К. Марбе, В. Блюменфельд, Дж. Б. Уотсон, Г. Мюнстерберг и др. К числу данных ученых с полным основанием можно отнести и тех, кого мы назвали и чьи труды представили в главе 2, когда речь шла о психологических исследованиях.
Поэтому здесь мы нс будем повторять все, что относится к психологии массовой коммуникации в целом, а приведем лишь разработанную А. Н. Лебедевым[1] очень наглядную сравнительную таблицу характеристик "немецкой" (суггестивной) и "американской" (маркетинговой) методологической традиции, относящейся конкретно к области психологии рекламы (табл. 13.1).
Таблица 13.1
Сравнение немецкой и американской традиций в психологии рекламы
Немецкая (суггестивная) традиция |
Американская (маркетинговая) традиции |
|
Историческими условиями возникновения данного подхода являются слаборазвитый рынок, ориентация психологической науки на воздействие, отсутствие законов, запрещающих манипулирование потребителем в рекламе |
Историческими условиями возникновения данного подхода являются перенасыщенный рынок, порождающий сильную конкуренцию, переход от "рынка продавца" к "рынку покупателя", движение потребителей за свои права и появление соответствующих правовых норм, развитие теории маркетинга и открытия в науках о человеке, неудачи применения методов психологического воздействия на подсознание |
|
В качестве основной теоретической идеи, определяющей выбор исследовательских и практических методов, принимается идея суггестивного воздействия на волю потребителя с целью "порождения" потребности в рекламируемом товаре |
В качестве основной теоретической идеи, определяющей выбор исследовательских и практических методов, принимается идея удовлетворения многочисленных потребностей человека |
|
Методологическую основу направления составляет экспериментальная психология |
Методологическую основу направления составляет концепция маркетинга |
|
Потребитель рассматривается как пластичный материал, легко поддающийся психологическому воздействию, например с помощью внушения |
Потребитель рассматривается как личность, самостоятельно принимающая решения, как субъект деятельности, обладающий собственным мнением, имеющий потребности, которые рынок призван удовлетворять |
|
Практический психолог разрабатывает прежде всего методы суггестивного воздействия на волю потребителя. Считается, что потребность может возникнуть в результате воздействий на психические процессы человека |
Практический психолог разрабатывает методы воздействия на процесс принятия решения, на выбор рекламируемого товара из числа аналогичных, имеющихся на рынке. При этом необходимо наличие объективной (актуальной или потенциальной) потребности. Главная задача – опредмечивание потребностей, их актуализация, усиление с помощью психологических методов, используемых в рекламе |
|
Исследование проводится с целью получения информации для разработки методов воздействия на клиента |
Исследование проводится с целью наилучшего удовлетворения потребностей клиента |
|
Управленческие решения чаще всего принимаются на основе экспериментальных методов. Экспериментальный метод является основным, другие методы – вспомогательными |
Управленческие решения чаще всего принимаются на основе методов массовых опросов, глубинных интервью и фокусных групп. Экспериментальный метод применяется как вспомогательный |
|
В нашей стране в советский период реклама выполняла сугубо информационные функции, поэтому в литературе, выходившей до середины 1980-х гг., психологические ее компоненты чаще всего представлялись как непременное следствие ужасов капиталистической рыночной экономической системы и "средство одурачивания покупателей и навязывания им часто бесполезных товаров сомнительного качества"[2]. В книгах современных отечественных исследователей психологии рекламы[3], как правило, обобщен теоретический, методологический и практический материал, ориентированный на применение прежде всего в сфере учебной деятельности.
Для рекламного же бизнеса в первую очередь актуальны исследования, в которых особое внимание уделяется процессам восприятия, переработки рекламной информации и формирования покупательского поведения представителей различных социумов россиян под влиянием рекламных кампаний и новейших психотехнологий, реализованных при создании текстов. Поэтому такого рода результаты исследований, к сожалению, нередко тиражируются и используются в первую очередь, что называется, с грифом "для служебного пользования", т.е. в узкокорпоративных целях. Хотя в качестве образца литературы прикладного характера можно назвать, к примеру, книгу московского исследователя А. II. Назайкина[4]. В своей монографии в результате объединения практических знаний в области рекламы с научными методами исследования он впервые, как свидетельствует аннотация к книге, в отечественной научной литературе и книгах прикладного характера представил в полном объеме методики проведения комплексного анализа и различных подходов к изучению эффективности рекламного текста в СМИ, а также критериев ее оценки и методик тестирования.