Введение
Одним из важных факторов успешной модернизации экономики является внедрение передовых коммуникационных технологий. Причем перспективы дальнейшего развития деловых коммуникаций связаны с их комплексным использованием, позволяющим решать все более сложные задачи.
В условиях современного рынка скорость и качество информационных связей становится для любой компании определяющим фактором ее конкурентоспособности. Современный предприниматель, менеджер должны формировать у себя коммуникативную компетентность, готовность к межкультурному общению, овладевать знаниями основ коммуникативного процесса, особенно в области рекламы, связей с общественностью, международного сотрудничества. Профессионал, занятый в сфере бизнеса, должен сегодня иметь развитые навыки информационно-коммуникационной работы, быть готовым к исследовательской деятельности в этом направлении.
В данном учебном издании анализируются не только отдельные виды деловых коммуникаций, но и механизмы взаимодействия элементов комплексной информационной системы.
Проведение глубоко обоснованной коммуникационной политики рассматривается в качестве важнейшей составляющей общей стратегии компании, обеспечивающей ее долговременную эффективность. В учебнике рассматривается практический опыт применения коммуникаций как в зарубежных, так и в российских компаниях, успешно использующих новые коммуникационные технологии.
Учебник ставит своей целью оказание помощи студентам, аспирантам, преподавателям, а также практикам, занятым в хозяйственной сфере, в деле эффективного использования возможностей коммуникационного комплекса для успешного создания продукции и ее продвижения на рынке.
Авторы знакомят читателей с ОГЛАВЛЕНИЕм общей теории деловых коммуникаций, категориальным аппаратом дисциплины, особенностями применения каждого вида коммуникаций, методами анализа их экономической эффективности.
При написании работы авторы опирались на идеи и концепции, предложенные в многочисленных зарубежных и отечественных трудах, монографиях и методических разработках ученых, преподавателей вузов, бизнесменов.
Цель преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе. Цель преподавания дисциплины "Деловые коммуникации" строится исходя из требований современного Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предполагает формирование целостного и системного понимания функций, роли и принципов эффективной коммуникации у будущих специалистов в их практической деятельности. Для этого студентам необходимо получить теоретические знания о психике человека, практические навыки коммуникативной культуры. Сегодня требуются специалисты, обладающие не только комплексом глубоких и прочных знаний по различным аспектам бизнеса и экономики, но и умеющие сплотить коллектив единомышленников, чтобы добиться конструктивных целей. Условием эффективной профессиональной деятельности менеджера являются умение общаться с людьми, честность, порядочность в отношениях с партнерами, грамотные и современные коммуникативные навыки. Изучая содержательные вопросы дисциплины "Деловые коммуникации", студент получает теоретические знания и практические навыки правильного восприятия партнеров по общению и оказания влияния на них; приобретает опыт для решения психологических проблем руководства и членов группы. Учится выходить из конфликтных ситуаций; преодолевать внутриличностные конфликты и стрессы; распознавать различного рода манипуляции и противостоять им; уметь сформировать команду для достижения поставленных целей, а также мотивировать инициативу сотрудников, оптимизировать свои отношения с коллегами и деловыми партнерами.
Задачи изучения дисциплины. В соответствии с целями преподавания дисциплины задачи ее изучения заключаются в овладении будущими специалистами принципами деловой коммуникации, в освоении студентами коммуникативного категориального аппарата, общих закономерностей, сходств и различий, видов, уровней, форм коммуникации. Изучение дисциплины предполагает формирование у студентов знаний о современных методах, навыках и технологиях эффективных деловых коммуникаций и их практического применения, что является залогом успеха самореализации личности и ее профессионализма.
Способствовать реализации указанных задач как раз и призван данный учебник, который состоит из пяти разделов.
Первый раздел "Деловые коммуникации как научная дисциплина" знакомит читателя с теоретическими предпосылками, предметом и методами исследования научной дисциплины "Деловые коммуникации". В нем рассматриваются сущность, структура и типы коммуникаций; становление теории коммуникаций и вопросы функционирования системы коммуникаций.
Второй раздел "Коммуникативная сторона делового взаимодействия и типы деловых партнеров" особое внимание уделяет способам вербальной и невербальной деловой коммуникации. В рамках рассмотрения вербальной коммуникации даются развернутые ответы на такие вопросы, как умение говорить, культура речи, аргументация в деловой коммуникации, умение слушать и т.д. Вместе с тем большое внимание уделено анализу различного рода коммуникативных барьеров, которые возникают как в процессе говорения, так и слушания, и даются рекомендации по профилактике этих барьеров. В рамках рассмотрения невербальной коммуникации приводится классификация и интерпретация невербальных средств коммуникации, а также рассматривается специфика межкультурной невербальной коммуникации. Одна из глав раздела знакомит с различными коммуникативными типами деловых партнеров, которые оказывают большое влияние на коммуникативный процесс, что следует непременно учитывать для повышения эффективности и качества деловой коммуникации. В связи с этим в учебнике рассматриваются концепции таких известных во всем мире ученых, как К. Юнг, К. Леонгард, Э. Шостром, Сьюзен Деллингер, Э. Берн, Э. Шпрангер и др.
Третий раздел "Формы деловых коммуникаций" рассматривает наиболее важные из этих форм: деловая беседа, деловое совещание, деловые переговоры, выступление перед аудиторией, презентация, дебаты с оппонентом, деловая переписка, разговор по телефону. Читатель найдет здесь много интересной и полезной информации, которая позволит ему продуктивно участвовать в различных формах деловой коммуникации, более успешно взаимодействовать с подчиненными, начальниками и коллегами по деловому общению.
Четвертый раздел "Конфликты, стрессы и манипуляции в деловых коммуникациях" раскрывает негативный контекст деловых коммуникаций, общие коммуникативные барьеры (негативные социокультурные, социально-психологические и психологические факторы), которые составляют коммуникативный контекст делового взаимодействия и оказывают отрицательное воздействие на эффективность деловой коммуникации. В учебнике рассмотрены такие из них, как социально-психологические и внутриличностные конфликты, стрессы, а также различного рода манипуляции, возникающие в деловом коммуникативном процессе. Большое место отводится способам их профилактики и разрешения.
Пятый раздел "Этика и этикет в деловых коммуникациях" рассматривает такие вопросы, как этические принципы деловых коммуникаций, этика бизнеса, этика в рекламе, этика кросскультурных и межнациональных деловых коммуникаций, способы повышения уровня нравственности деловых коммуникаций. Специальное внимание уделено этикету и культуре деловых коммуникаций. Настоящий раздел призван помочь читателю не только осознать те, часто скрытые от первого взгляда, этические и этикетные барьеры делового общения и проблемы, которые возникают в процессе деловой коммуникации и служат ей препятствием, но и успешно справиться с ними.
Учебник "Деловые коммуникации" предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки/специальностям: "Экономика", "Бизнес- информатика", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Реклама", "Связи с общественностью" и другим специальностям экономического профиля; представителям менеджмента и бизнеса. Кроме того, работа будет необходима всем имеющим дело с проблемами делового общения и деловых коммуникаций в частности.
Студенты, освоившие дисциплину "Деловые коммуникации", должны:
знать
• теоретические основы деловых коммуникаций, их виды, сущность, функции и формы;
• приемы групповой и межличностной психодиагностики;
• механизмы межличностного и внутригруппового регулирования конфликтных ситуаций;
• нравственные основы общения в сфере бизнеса, этику и этикетные формы деловой коммуникации;
уметь
• применять понятийно-теоретический аппарат, основные социально-психологические законы деловых коммуникаций в профессиональной деятельности;
• выбирать правильную стратегию поведения с деловыми партнерами в процессе переговоров;
• составлять объективный социально-психологический портрет деловых партнеров;
• применять конструктивные тактики в конфликтных ситуациях деловых коммуникаций;
• использовать этические правила и этикетные приемы коммуникативной культуры;
владеть
• навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и групповом взаимодействии;
• приемами психодиагностики в коммуникативных взаимодействиях с партнерами по бизнесу;
• навыками организации и проведения деловых бесед и переговоров в общении с целью построения взаимовыгодных партнерских отношений;
• методами компетентной работы с документами, телефоном, факсом, оргтехникой, компьютером, вести деловую переписку;
• этической и этикетной культурой деловых коммуникаций.