Лекция 7 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Этическое и эстетическое в деятельности людей и юристов, с учетом их специфики, составляют неразрывное целое. Любое их действие, поступок, в том числе и мотив, обладают одновременно эстетической и этической ценностью.
Раскрывая ОГЛАВЛЕНИЕ общественного прогресса, мы уяснили, что он возможен только на основе гуманистических ценностей, морали, красоты, а также тех правомочий, которые может реализовать каждый человек. Именно эти три важнейшие сферы бытия людей представляют собой тот потенциал, реализация которого предоставляет человечеству шанс и возможность обеспечить себе, своим потомкам позитивное будущее, разрешить палитру глобальных проблем, которые "встали" перед людьми.
Лекция 13 ПРОБЛЕМЫ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
• ОГЛАВЛЕНИЕ морали и нравственности;
• объект, предмет, категории и основные законы этики;
• особенности профессиональной этики юриста;
• этические аспекты в жизни и деятельности юристов;
• ОГЛАВЛЕНИЕ этики судьи и этикета;
уметь
• осмысливать нравственную культуру юриста;
• создавать моральную атмосферу в отношениях между юристами и их клиентами;
• применять полученные знания о нравственности для формирования высоких нравственных качеств у себя и коллег по работе;
• оценивать конфликтные ситуации с моральной позиции и разрешать их с помощью этических средств;
• анализировать противоречия профессиональной деятельности юриста на основе морально-нравственных критериев;
• добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
владеть навыками
• разрешения социальных противоречий на основе использования знаний этики;
• использования положений этики в выявлении сути социальных проблем, в том числе и правонарушений;
• применения принципов этики в практической деятельности юриста;
• включения моральных и эстетических регулятивов в формирование личности юриста;
• аргументированного, этически непротиворечивого проведения судебных заседаний.
Природа и сущность морали и нравственности
Первоначально в восточной и античной культурах вопросы практического нравоучения относились к этике. В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем и от него получила это название. Потом в силу исторических событий данное понятие было использовано римлянами, которые дали ему название "мораль". Оно также означало нрав, обычай. Римские
мыслители, среди которых был и Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.), образовали от понятия mos прилагательное moralis — мораль.
Мораль предоставляет человеку критерии, по которым он имеет возможность оценить поступки окружающих людей, понять и осмыслить свои конкретные дела, свою жизнь, сформулировать для себя значимые цели, определить мотивы своей деятельности, установки, смысл своего бытия. Позже, но мере развития науки, культуры и общественного сознания за этикой и моралью закрепилось различное ОГЛАВЛЕНИЕ. Под моралью стал пониматься один из способов нормативного регулирования поведения человека, вид отношений и взаимодействий между людьми, одна из форм общественного сознания, а под этикой — наука, изучающая мораль. В древнеславянском языке понятиями "нравы", "нравственность" обозначались обычаи, утвердившиеся в обществе, а также внутренние установки человека, который действовал по своей совести и свободной воле. Таково этимологическое соотношение рассматриваемых понятий, имеющих сегодня разное ОГЛАВЛЕНИЕ.
Мораль (лат. moralis, фр. morale — нравственный) — форма общественного сознания, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к другим людям, а также к обществу, неживой и живой природе, основанных на критериях, базирующихся на высшем благе — добре.
ОГЛАВЛЕНИЕ категории "нравственность" отражает совокупность черт и свойств человека, который "освоил" конкретную мораль. Под нравственностью чаще всего подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается в качестве внешней стороны но отношению к человеку. В связи с этим говорить о нравственности человека можно лишь с позиций оценки добровольно взятых на себя обязанностей человека перед родителями, близкими, обществом, Родиной или высшей сущностью — Богом.
Категория "нравственность" отражает внутренние, духовные качества человека, нормы, правила, принципы поведения, нашедшие выражение в понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия и т.д.
Одно из основных правил нравственности можно сформулировать так: "(Не) поступай но отношению к другим так, как ты (не) хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе". Этому правилу люди издревле придавали большое значение и назвали "золотым правилом". Оно прочно закрепилось в общественном сознании, о чем свидетельствует, например, русская пословица: "Чего в другом не любишь, того сам не делай".
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах жизни общества: в труде, быту, политике, науке, юридической деятельности, в семейных, внутригрупповых, межклассовых, межконфессиональных, международных и других отношениях. Во всех этих сферах и областях жизни принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей. В них фиксируется то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений, откладывается и закрепляется в многовековом опыте развития обществ. К принципам морали относятся альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, милосердие, миролюбие, патриотизм, равенство, эгоизм и т.д.
Мораль действует в обществе как единство трех структурных элементов: моральной деятельности; моральных отношений; морального сознания. Этим создается особый способ духовно-практического освоения действительности, и реализуется он в социальной практике людей через специфические функции морали
Моральная деятельность — это особым образом, в рамках моральных ценностей мотивированная совокупность совершаемых кем-либо (человеком, группой, общностью) операций и действий, воплощаемых в конкретном результате, имеющем гуманистическое ОГЛАВЛЕНИЕ.
В моральной деятельности все се структурные элементы должны иметь моральное ОГЛАВЛЕНИЕ. Особенно это важно для деятельности юристов, где все должно осуществляться во имя интересов и во благо человека. Например, при принятии судебных решений судья в первую очередь видит перед собой человека с его правами, зафиксированными в Конституции РФ, а затем гражданина, совершившего те или иные деяния и отвечающего за них по закону.
Возможность общественной оценки с позиций положений морали проявляется в жизни потому, что мы все находимся в сложной системе связей и взаимодействий, которые и составляют общественные отношения. В их структуре проявляют и моральные отношения.
Моральными отношениями можно назвать такие связи и взаимодействия людей, которые основаны на соблюдении его участниками основных моральных принципов, а также мотивированы интересами добра, справедливости, в широком смысле слова — позитивным благом.
В огромной структуре человеческих отношений моральные отношения имеют особый характер связей и взаимодействий. Регулятором в них являются не только моральные принципы, но и чувства человека, одно из которых — чувство совестливости.
Совестливость есть проявление переживаний человека за то, что он не сделал, не проявил, хотя обладал всеми возможностями для того, чтобы поступить в интересах другого человека.
Другими словами, моральные отношения — это такие связи и взаимодействия между людьми, между людьми и другими субъектами живой природы, к которым активная сторона никогда не проявит неуважения как к оппоненту, не поставит себя "выше" оппонента, не применит никаких способов и средств, которые уничижали бы достоинство другой стороны. Это такие связи, взаимодействия между субъектами, которые представляют собой проявление гуманистического в человеке.
Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни (экономическую, политическую, духовную), а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и другим целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни. Возникающая в этом случае общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное доверие, благожелательность, сочувствие друг другу. Без этого изначального доверия к людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т.д.) никакая общественная жизнь невозможна. Эта общественная связь
и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали — ведущего духовного регулятора жизни общества (рис. 13.1).
Рис. 13.1. Структура нравственности человека
Раскрывая ОГЛАВЛЕНИЕ морального сознания, мы обязательно соприкасаемся с нравственным сознанием человека. Если моральное сознание соотносимо и сопоставимо с таким феноменом, как общественное сознание, и представляет собой его составную часть, то нравственное сознание представляет собой часть сознания человека.
Моральное сознание — это совокупность идей, взглядов, концепций, отражающих палитру общественного бытия с позиций таких критериев, как добро и зло.
Данный вид сознания предназначен для того, чтобы "поднимать" общественное бытие на уровень гуманистических отношений, гуманистических ценностей.
Нравственное сознание — это сторона сознания человека, совокупность идеальных образов, формируемых им на основе аксиологических оценок объективной реальности, выражаемых с помощью речи и воплощаемых в реальность посредством практически-преобразовательной деятельности.
Особенности нравственного сознания состоят в следующем: а) оно отличается от других видов наличием в нем аксиологического момента (в нем отражается не только природа явления, но также устанавливается его значение для субъекта и тем самым отношение субъекта к явлению); б) ему присуща функция ориентирования человеческого сознания на определенные ценности при помощи норм, образцов и идеалов.
В структуру нравственного сознания человека включаются следующие элементы: а) субъективно-личные (чувство стыда, советь, самооценка и т.д.); б) рациональные (нравственные понятия, убеждения, принципы, идеалы и т.д.); в) эмоциональные (любовь, ненависть, зависть и др.); г) волевые (мужество, трусость и др.).
В нравственном сознании человека можно выделить следующие уровни: а) подсознательного стимулирования поступков потребностями, аффектами, стереотипами, установками, подражанием; б) обыденный уровень, на котором поступки мотивируются обычаем, традицией, мнением, авторитетом лидеров, модой и т.д.; в) теоретический, или логико-рациональный, уровень, на котором проявления активности человека обусловливаются интересами, выраженными в виде программных идей, нравственных норм, моральных кодексов, устойчивых принципов.
Совокупность нравственных представлений человека, которые формируются в его голове на основе жизненного опыта или теоретического
осмысления чего-то, складывается в систему знаний, ядром которой являются этические категории: добро, зло, справедливость и т.д.
Рассмотрим своеобразие социальной роли морали, т.е. ее основные функции: регулятивную, оценочную, воспитательную.
Моральная регуляция поведения достигается, прежде всего, направленным на конкретного человека общественным мнением как оценочным воздействием.
Моральная норма — это совокупность предписаний и пожеланий, а также запрещений, которые регулируются или общественным мнением, или личной волей человека, или на основе сформированного у него рационального образа добра.
Моральная норма есть требование, зафиксированное в общественном и индивидуальном сознании в виде определенной словесной формулировки. Однако сама эта формулировка и связанная с нею мысль или образ являются не чем иным, как отражением распространенного типа поведения людей, считающегося значимым для того, чтобы иметь высокую оценку от социальной общности, класса, нации, общества в целом. Это своеобразный идеальный образец, эталон, который обязаны соблюдать все в конкретном сообществе. В моральной норме складывается единство сознания и поведения, сущего и должного, субъективного и объективного. Она представляет собой обобщения "правильного" в поступках и нравственных отношениях. В связи с этим цель нравственного воспитания — это превращение норм в привычные формы повседневного поведения.
Моральные нормы отличаются от других видов социальных норм обширностью сферы применения, разнообразием и гибкостью способов предъявления требований и санкций за их исполнение или неисполнение. Однако при определенных условиях моральные нормы могут трансформироваться в статьи закона, а некоторые нормативные акты имеют свои корреляты в морали.
В моральных нормах выражена их императивность, повелительность. В данном случае императивность выступает в виде системы требований к поведению лиц, в которые облекается общий интерес того сообщества людей, к которому принадлежит данный человек. Свод моральных принципов и норм называют моральным кодексом.
Моральные нормы вторичны, производны от социальной необходимости и целесообразности. Набор данных норм, избираемых людьми для себя, определяется в конечном счете необходимостью социального прогресса. Скажем, предписание "Будь трудолюбивым" не может не отвечать потребностям общественного прогресса, и, наоборот, предложение "Будь лентяем" не способно стать моральной нормой.
Различаются два типа моральных норм: 1) императивные; 2) деонтические.
Императивные нормы выражаются простыми повелительными предложениями, например: "Будьте бдительны!", "Берегите лес!" Здесь обнаруживаются два элемента: а) описание некоторой ситуации или состояния (дескриптор); б) указание на то, что данное состояние уже имеет место или его еще только требуется реализовать (диктор).
Деонтические нормы обязывают, разрешают или запрещают какие-либо поступки, выражают моральную необходимость и формулируются предложениями со словами "должно", "позволено" и "запрещено". В таком ключе сформулирована ст. 58 Конституции РФ: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".
Для функционального анализа моральной нормы следует остановиться на трех ее элементах: диспозиции, гипотезе, санкции.
Диспозиция — центральный элемент моральной нормы, который выражает ОГЛАВЛЕНИЕ и характер требования. Диспозиция стимулирует положительную моральную деятельность. Например, диспозиция нормы-разрешения на осуществление героических поступков "Отечество в опасности!" поощряет людей на сверхдолжное, на героическую защиту своей Родины. Диспозиция нормы-запрета предполагает исполнение таких требований, которые в своем выражении исключают определенное деяние. Например, "Не лги, но говори правду".
Гипотеза — структурный элемент моральной нормы, указывающий на условия ее исполнения. Чаще всего таким условием является указание исполнителя нормы. Гипотетичность моральных норм содержится в кодексах профессиональной этики, например, судебной. В них исполнителями становятся люди определенной профессии.
Санкция структурный элемент моральной нормы, выражающий способы или средства обеспечения ее действенности: одобрение, осуждение в разных видах и формах. В формулировках моральной нормы санкция обычно не представлена. Правда, есть исключение, которое содержится в такой норме: "Не судите, да не судимы будете". В качестве моральной санкции может выступать эмоциональная реакция другого лица или лиц на поступок: словесное одобрение или неодобрение, слава, сплетня, бойкотирование, обсуждение на собрании с тем или иным решением и другие формы выражения общественного мнения, а также суд собственной совести. В отличие от нормативных актов в морали санкции не так определенны и стабильны, что обусловлено особенностями функционирования морали как регулятора общественной жизни.
Характерным в контексте исполнения человеком моральных норм является то, что моральные оценки поведения людей и их поступков существуют вне времени. Дело в том, что в отличие от действенности других норм, которые могут или не могут соблюдаться людьми в пределах определенного времени, в моральных оценках временных ограничений нет. Здесь могут оцениваться поступки людей, которые были совершены в прошлом. Мы можем осуждать поступки фашистов середины XX в., хотя и осознаем бесполезность этих оценок.
Своеобразной разновидностью моральной оценки является самооценка человеком своих собственных поступков и моральных качеств. Конечно, самооценка никогда не бывает полностью адекватной действительной ценности человека как нравственной личности, так как шкала требовательности может быть завышена или занижена, ведь внутриморальные критерии отражают уровень нравственности личности и могут закрепляться в формулах "как люди, так и я", "так принято", "как совесть подсказала"
и т.д. В таких случаях вполне возможны ситуации, когда поведение, формально правильное, с точки зрения девиантной группы, к которой принадлежит конкретный человек, может подпадать под положения Уголовного кодекса РФ. Например, случай употребления любым человеком наркотиков оправдывается им самим, его группой, но осуждается семьей, является правонарушением в соответствии с законодательством пашей страны.
В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя в себе гуманистический опыт человечества, мораль делает этот опыт достоянием каждого нового поколения людей, становится одним из показателей общественного прогресса.