Духless русского уголовно-процессуального права
А. А. Александров
Вопрошаем отцов, но не легче от стройных речей. Не собрать и частичный ответ из подержанных фраз. Их тяжелая юность прошла вдалеке от вещей, Тех, которые так переполнили доверху пас. И когда нам так хочется громко и долго кричать. Вся огромная наша родня умоляет молчать. И частенько не веря в уже одряхлевших богов. Сыновья пропивают награды примерных отцов.
Ю. Шевчук
Обсуждение в интеллектуальных верхах темы о кризисе русской культуры не может не затронуть и нас - специалистов, занимающихся наукой уголовного процесса. Ведь все мы, пишущие и читающие на русском языке, работаем со смыслами, производными от русской культуры, языка, духовности. Русское уголовно-процессуальное право есть часть культуры России. Видимо, упадок нашей культуры (начавшийся еще в 70-80-х гг. прошлого века) проявляется и в праве уголовного судопроизводства. Об этом и пойдет речь в данной статье.
Напомню ключевые тезисы, уже прозвучавшие в продолжающейся дискуссии, и выскажу свое мнение о том, насколько они справедливы к уголовно-процессуальной культуре. Я думаю, оправданным будет иметь в виду три ключевых составляющих этой культуры: науку, философию права и теорию доказательств.
Президент РФ Д. А. Медведев отметил несовершенство существующих социальных систем, которые "лишь воспроизводят текущую модель, но не развивают ее. Не изменяют сложившийся уклад жизни, сохраняют пагубные привычки"; "демократические институты в целом сформированы и стабилизированы, но их качество весьма далеко от идеала". Он говорит о "полусоветскости", т.е. печати незавершенности, незрелости, которой отмечены все проявления нашей жизни: и экономические, и социальные, и юридические, и культурные. Советские культурные скрепы распадаются, новых духовных конструкций нет, и нет творцов, которые бы создавали культурные образцы новой формации.
Об этом говорят Д. Дондурей и К. Серебрянников: "эти подпорки (тела культуры), несмотря на силу стереотипов или даже архетипов, обречены. А новых идеологем не подвезено. Изношенность организационной, идейной и эстетической "инфраструктуры" российской культуры, возникший гигантский экономический и моральный кризис идей, а еще кризис самого понимания культуры грозят нам грядущими катастрофами".
Полагаю, эти оценки справедливы и в отношении современной уголовно-процессуальной культуры - законодателя, правоприменителя (судьи), ученого. Итогом двадцатилетнего реформирования уголовного судопроизводства стал правовой механизм, беспомощный в борьбе с глобальной коррупцией и расхищением национальных (природных) богатств, и в тоже время успешно "утрамбовывающий" ежегодно по 100 тыс. чел. в места лишения свободы, превзойдя в этом отношении даже советские показатели.
Ветер реформ больше не раздувает паруса
Почему так произошло?
Мы помним, как все начиналось.
Все было впервые и вновь.
Мы строили лодку, и эта лодка звалась... судебная реформа.
Подняв паруса свободы, демократии, прав человека, наша лодка направилась к новым землям, где должно было быть процветание (Америка, конечно). Претерпев на пути множество бурь, истрепав паруса и изрядно поблуждав на своем пути, наша лодка остановилась. Как по причине исчерпанности интеллектуальных ресурсов и невозможности двигаться дальше, так и другой причине: советские мифы - превратились в рифы, на которые и напоролась лодка судебной реформы. Выяснилось, что материал, из которого строили судно, его оснастка в суровых российских водах не совсем пригодны. Сегодня очевидна изношенность советских культурных подпорок уголовно-процессуального права, но и заимствованные, чужие подпорки не совсем хороши. А своих, новых - нету-с, не изобрели. Гармонизации элементов обвинительного и инквизиционного, национального и универсального в правовой культуре не произошло. Нет обшей основы для понимания текста закона, нет общего понимания того, какое нужно право. Это легко видно по тому, как раскалывается научное сообщество при оценке каждого шага законодателя. Да и самого законодателя нельзя упрекнуть в последовательности.
Стали ли идеи состязательности, прав человека, свободы императивом для процессуалиста? Так, чтобы он интуитивно при выборе интерпретации отстаивал эти ценности. Нет. Советские мифы сковывают его сознание. Большинство коллег осталось в советской культурной парадигме, сохранив верность не только ее ценностям, ее духу, но и сохранив способ смыслопроизводства. Самый яркий пример тому - миф о едином следственном аппарате, который якобы решит все проблемы предварительного следствия, а также апологетика этого мифа.