Дружелюбный лазер[1]
Стояло бабье лето – особое время года. Именно ранней осенью больше всего ценишь тепло и ласковое солнце, так как знаешь, что все это очень скоро закончится и на полгода наступят унылая серость и холода.
Но Андрей, молодой директор по маркетингу компании "Мед- техника Добрый свет", не замечал подарка природы. Он был погружен в собственные мысли, и все они были сконцентрированы на... маркетинге. Это не была депрессия, скорее творческий кризис. "Где ожидаемый рост продаж и расширение бизнеса? Почему традиционные маркетинговые мероприятия не дают должного результата? Как повысить эффективность продаж и создать базу лояльных клиентов? Нужно ли менять стратегию бизнеса? Почему уникальный, признанный во всем мире продукт не пользуется заслуженным спросом в России?"
Ответов на эти вопросы не было ни у Андрея, ни у его коллег по бизнесу...
О компании
Компания ООО "Мсдтсхника Добрый Свет" существует на рынке с 2000 г. Штат фирмы насчитывает 50 человек. Центральный офис расположен в Москве. Организационная структура компании построена по линейно-функциональному принципу: отдел продаж (восемь сотрудников плюс приглашенные врачи), отдел маркетинга (два сотрудника) и производственный отдел. Годовой оборот фирмы в товарном выражении составляет 65 лазеров в год. Сфера деятельности фирмы – производственная сборка и реализация медицинских лазеров. Все комплектующие поставляются американской компанией Aerolase Ink.
Основанная в 1996 г. в Тарритауне, Нью-Йорк, компания Aerolase (до 2006 г. FriendlyLight Laser Corporation) – мировой лидер в производстве компактных высокомощных медицинских лазеров. Эстетические лазерные системы компании Aerolase получила одобрение Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США и министерств здравоохранения других стран начиная с 2000 г., в том числе Российской Федерации. В 2006 г. был получен европейский сертификат Евросоюза. Лазерные системы FriendlyLight основаны на принципах "золотого стандарта" в лазерной эстетической медицине – Er:YAG (2940 нм) и Nd:YAG (1064 нм) – лазерах, признанных всеми специалистами в области лазерной медицины как наиболее универсальные, эффективные и безопасные системы.
Компания имеет патенты на инновационную систему воздушного охлаждения, технологию MicroPulse, которые используются в лазерных системах FriendlyLight. Эти инновации привели к технологическому прорыву в дизайне эстетической лазерной системы, увеличению ее эффективности, универсальности, безопасности, компактности, простоты и удобства в работе и обслуживании.
С момента получения в 2000 г. регистрационного удостоверения Минздрава РФ специально для поставок на рынки России и стран бывшего СССР в Москве была организована лицензионная сборка систем FriendlyLight ("Добрый Свет") из модулей, поступающих напрямую из США. Наличие высококвалифицированного персонала гарантирует высокое качество поставляемой на рынки России и стран СНГ продукции, что было неоднократно подтверждено компанией Aerolase, а также более чем сотней врачей, медицинских центров и салонов красоты как в России, так и в странах СНГ, на протяжении 10 лет успешно эксплуатирующих системы FriendlyLight.
География деятельности компании включает большинство регионов России.
Товарная политика Лазер (от англ. Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation) – усиление света с помощью индуцированного излучения. Лазер – прибор, позволяющий получить очень тонкий пучок света с высокой концентрацией энергии, обладающий большой интенсивностью воздействия.
Компания выпускает две линейки лазеров – неодимовые и эрбиевые.
1. Неодимовые (Nd:YAG) лазерные системы FriendlyLight 10 000. Данный вид лазера позволяет проводить следующие процедуры:
• неабляционное лазерное омоложение;
• перманентную лазерную эпиляцию;
• лазерную терапию сосудистых патологий;
• лазерную терапию акне;
• лазерную терапию пигментных пятен;
• лазерную терапию псориаза.
В продуктовой линейке имеется четыре модификации, различные по мощности и, соответственно, цене. Самая простая модификация более всего подходит для салонов красоты и частных практикующих врачей (цена 1 млн руб.). Самая мощная модификация (1,5 млн руб.) наиболее интересна крупным медицинским центрам и клиникам.
В матрице оптимизации товарного ассортимента BCG третья но мощности модификация Nd:YAG (1 млн 300 тыс. руб.) является ярко выраженной "звездой".
Основными конкурентными преимуществами данного вида лазерной терапии являются:
1) универсальность и широкий спектр применения. Более 15 апробированных высокоэффективных методик коррекции и омоложения;
2) высокая глубина проникновения неодимового лазера дает возможность оптимального использования энергии импульса для выполнения той или иной процедуры;
3) запатентованная технология MicroPulse, используемая в неодимовых лазерных системах FriendlyLight Neo, обеспечивает формирование импульса лазерного излучения высокой мощности с длительностью меньше времени термической релаксации кожи, что делает процедуру безболезненной.
2. Портативная эрбиевая (Er:YAG) лазерная система FriendlyLight 1200. Лазер позволяет проводить следующие процедуры:
• лазерное удаление шрамов от акне;
• лазерную микрошлифовку;
• лазерное удаление новообразований. Данный вид лазера является самым популярным в мире типом лазерных систем для радикального омоложения кожи методом лазерной шлифовки. Специалисты констатируют абсолютную клинически доказанную эффективность и безопасность.
В матрице оптимизации товарного ассортимента BCG лазеры Er.YAG являются "дойными коровами".
Таким образом, важнейшими конкурентными преимуществами использования лазерных систем Friendly Light являются:
• высокая клинически подтвержденная эффективность;
• полная безопасность для кожи, независимо от ее цвета;
• высокая комфортность и безболезненность процедур;
• универсальность применения;
• мобильность;
• высокие экономические показатели и экономическая эффективность. Срок окупаемости одного аппарата составляет полтора года, в то время как у конкурентов это четыре-пять лет.
Инновационная политика
Компания придерживается активной инновационной политики и позиционирует себя в качестве технологического лидера, ежегодно выводя на рынок новые продукты. Так, в 2012 г. на мировом и одновременно на российском рынке появится новый мобильный стоматологический лазер, в котором использованы уже существующие технологические принципы традиционных косметических аппаратов компании. При выводе нового продукта компания использует стратегию снятия сливок – цена на новинку в среднем в два раза выше цен па существующую продукцию.
Гарантийное обслуживание
По всем продуктам компания предоставляет двухгодичное гарантийное обслуживание, при максимальном сроке службы лазера 10 лет. Для стимулирования сбыта при покупке двух и более продуктов срок гарантийного обслуживания продлевается до трех лет. Возможно также продление гарантийных сроков при дополнительной оплате (по розничной схеме).
Целевой рынок
Компания использует стратегию макро- и микросегментации.
Макросегментация – географически весь рынок поделен на несколько зон, отличных по типу спроса и стратегии продаж. Это рынок Москвы и регионы.
Стратегия микросегментации предполагает выделение следующих целевых сегментов:
1) государственные клиники;
2) частные клиники;
3) салоны красоты;
4) частные практикующие врачи-косметологи.
Оценочная общая стабильная емкость данного рынка составляет 10 тыс. клиентов в России и СНГ.
Психографический портрет конечного потребителя услуг: женщины и мужчины, имеющие либо косметические проблемы, либо кожные заболевания (90% населения страны) всех фототипов. Возраст от двух (лечебные процедуры) лет. Средний и высший классы, с доходом от 20 тыс. руб. в месяц. Новаторы и лидеры (косметология).
Конкурентная среда
Рынок поделен между 10 крупными продавцами медицинского оборудования, в том числе лазеров. Это четыре российские компании – "Яхрома", "Мустанг", LeanLine, "Инканта", последние две компании осуществляют сборку в Белоруссии, и пять западных компаний – Delia, Palomar, Fotona, Multiline, Fraxel. Большинство западных компаний предлагает рынку стационарные тяжелые лазеры (с водяным охлаждением) по цене от 1,5 до 6 млн руб., которые по функциональным свойствам абсолютно сопоставимы с оборудованием FriendlyLight. Важным минусом импортных продуктов являются длительные сроки ремонтного обслуживания и средний период окупаемости для клиента четыре-пять лет.
На рынке также представлена продукция китайских производителей медицинского оборудования, однако она практически не пользуется спросом в силу низкого качества и отсутствия лицензий.
Стратегия охвата
Компания придерживается стратегии дифференцированного маркетинга. Для целевого сегмента "Клиники и салоны Москвы" используется метод прямых продаж через "холодные звонки". Для региональных клиентов выстраиваются каналы первого уровня (дилеры медицинского оборудования), а также используется система прямых оферт в регионах, где нет ведущих дилеров. Дифференциация предполагает различия в технике продаж, сбытовой и коммуникационной политике. С точки зрения ассортиментной политики рынок не дифференцируется.
Ценовая политика
Компания использует ценовую стратегию единых цен.
Цена на продукцию составляет от 1 до 1,5 млн руб. за аппарат. Период окупаемости приобретенного оборудования для клиента составляет 1–1,5 года в зависимости от интенсивности услуг.
Компания предлагает следующую систему скидок:
1) скидка 15% с третьего аппарата при покупке более двух лазеров;
2) оптовая скидка дилерам – 15%;
3) рассрочка на год 30/30/30 (оплата в три транша: первоначальный взнос – полгода – год).
При желании клиент может оформить прямую аренду с последующим выкупом. Условия оговариваются индивидуально.
На настоящий момент используется метод ценообразования "издержки плюс". Себестоимость продукции составляет около 600 тыс. руб., плановая норма прибыли 50%.
Точка безубыточности при существующих ценах колеблется на уровне 60 лазеров в год.
Сбытовая политика
Компания использует два типа сбыта – прямой и косвенный. Первый тип используется для работы с клиентами в Москве. Второй – в основном при работе с регионами.
Методы прямого сбыта – прямые оферты, "холодные звонки", интернет-заказы и заключение договоров на выставках.
Косвенный сбыт осуществляется через региональных дилеров. Основными партнерами в регионах являются дилеры медицинского оборудования – Краснодар, Челябинск, Екатеринбург.
В качестве стратегии продаж компания использует интенсивное распределение, предлагая продукт всем потенциальным целевым группам.
Мотивация торгового персонала осуществляется через систему процентных выплат – 7–10% от продаж. Количество штатных торговых агентов – восемь сотрудников. В качестве агентов также выступают приглашенные врачи.
Коммуникационная политика
Компания использует ограниченное количество стандартных ATL-тсхнологий. На настоящий момент это рекламные объявления в журналах Красота Pro.
BTL-тсхнологии более разнообразны и включают в себя:
• интернет-сайт;
• обучающие открытые семинары;
• участие в выставках "Интершарм" и региональных выставках медицинского оборудования;
• систему личных продаж;
• бонусы (сайт "Купи бонус").
Маркетинговый бюджет на продвижение формируется аналогично подходу, используемому американским партнером, процент от продаж предыдущего года. На 2011 г. бюджет составил 3 млн 600 руб. На сентябрь 2011 г. была израсходована половина выделенных средств.
Сравнительный анализ различных типов лазеров
Лазер |
Хромофор |
Процедура |
Побочные действия |
СО2 10600 нм |
Вода |
Испарение (иссечение) |
Ожоги, рубцевание |
Er.YAG 2940 нм |
Вода |
Омоложение кожи, удаление новообразований |
- |
Ш-.YAG 1064 нм |
Меланин, гемоглобин |
Сосуды (вены), удаление волос, акне |
- |
Диодный лазер 810 нм |
Меланин, гемоглобин |
Удаление волос, сосуды |
Ожоги, рубцевание |
Александрит 755 нм |
Меланин |
Удаление волос, пигментация |
Ожоги |
На красителе 585 нм |
Гемоглобин |
Сосуды, стимул коллагена |
- |
Ш-.YAG 532 нм (КТР) |
Меланин, гемоглобин |
Удаление волос, сосуды |
- |
Импульсный свет |
|||
IPL 490-1200 нм |
Меланин, гемоглобин |
Пигментация, удаление волос, сосуды, акне |
Ожоги |
Задания к кейсу
Компания поставила перед собой новую стратегическую цель – достичь увеличения продаж, а соответственно и доли рынка до 120 аппаратов в год к 2013 г.
1. На основе SWОТ-анализа оцените конкурентное положение компании и рыночный потенциал продукта.
2. Разработайте новую стратегию развития бизнеса.
3. Сформулируйте основные направления маркетинговой деятельности (marketig-mix) для реализации выбранной стратегии.
Особое внимание уделите инновационным креативным методам продаж для данной отрасли.