Другие конституционные нрава граждан, связанные с осуществлением их права на жилище
Отождествление понятия "право на жилище" только с правом граждан быть обеспеченными жилым помещением, по нашему мнению, является неполным и не соответствует его содержанию, определенному Конституцией РФ. Конституционное право на жилище непосредственно увязывается с названными ниже конституционными правами граждан.
Право на жилище не может быть осуществлено без права граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции). Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" введен регистрационный учет граждан вместо прописки. Однако в правоприменительной практике по этому вопросу возникали сложности. В ранее действовавшем законодательстве, в частности ЖК РСФСР (ч. 1 ст. 54), право граждан на жилище (на вселение и проживание в жилом помещении) неразрывно связывалось с пропиской лица на данной жилой площади. Аналогичную позицию занимали суды, руководствуясь постановлением Пленума № 2. Норма ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, где под записью о вселении в установленном порядке подразумевалась лишь прописка, была признана Конституционным Судом РФ неконституционной (постановление от 25.04.1995 № 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л. Н. Ситаловой"), В указанном постановлении отмечено, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод гражданина, в том числе права на жилище.
В ряде субъектов РФ вводились ограничения для иногородних граждан, прибывших на жительство в эти регионы. Например, действовал Закон г. Москвы от 14.11.1994 № 15–67 "О сборе за компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывших в г. Москву на жительство". Этим Законом был установлен специальный сбор для иногородних граждан, прибывающих на постоянное жительство в Москву. В связи с этим прописке (регистрации) в Москве подлежали только граждане, уплатившие этот сбор. Постановлением Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 № 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронеж, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы" положения указанного Закона, касающиеся установления указанного выше сбора с иногородних граждан, признаны неконституционными. Одновременно неконституционными были признаны и другие акты (или их отдельные положения) субъектов РФ.
В указанном постановлении Конституционного Суда РФ было отмечено, в частности, следующее:
"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 17). Согласной. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международными и международноправовыми актами, в том числе протоколом № 4 к Европейской конвенции прав человека.
Нормативное ОГЛАВЛЕНИЕ названного конституционного права включает:
1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства. Оспариваемые нормативные акты непосредственно затрагивают право на выбор места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо, являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Общим требованием Конституции Российской Федерации и международно-правовых норм является положение о том, что ограничения прав на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законодательством. Конституция Российской Федерации конкретизирует это требование указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. При этом понятием “закон” охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов Российской Федерации, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл.
Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией Российской Федерации без каких-либо условий фискального характера. Таким образом, отказ в регистрации в связи с невыполнением гражданином обязанностей по уплате налогов и иных сборов противоречит Конституции Российской Федерации".
На основании данного постановления были внесены соответствующие изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты, касающиеся порядка регистрации граждан. Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ нашла отражение в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.10.2007 № Г07-76, где установлено, что положения нормативного правового акта субъекта РФ, ограничивающие право гражданина Российской Федерации на регистрацию по месту жительства, признаны противоречащими федеральному законодательству. В связи с этим в настоящее время со стороны полномочных органов не должны чиниться надуманные препятствия в регистрации граждан и, следовательно, в реализации их права на избрание места пребывания и жительства. Конечно, ограничения остаются, но они установлены законодательством и касаются, например, территорий с определенным режимом: в пограничной зоне, закрытых военных городках и т.п.
Конституция содержит специальную статью (ст. 25) о неприкосновенности жилища:
"Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения".
В основе этого конституционного положения лежит запрет на проникновение в жилище других лиц без согласия проживающих в нем граждан. Право на неприкосновенность жилища может быть ограничено федеральным законом или судом.
Понятие "жилище" непосредственно связано с понятиями "жилищный фонд" и "жилое помещение". В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности. Понятие "жилое помещение" определено в ст. 15 ЖК РФ (к таковому относятся квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома (ст. 16 ЖК РФ и ст. 673 ГК РФ). Жилым помещением может быть лишь изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Запись "пригодное для постоянного проживания" означает, что жилое помещение должно отвечать соответствующим требованиям, предусмотренным жилищным законодательством.
Согласно ст. 288 ГК РФ жилые помещения должны использоваться в соответствии с их назначением, т.е. для проживания граждан: в качестве собственника, члена жилищного кооператива, нанимателя, поднанимателя, временного жильца, члена семьи перечисленных граждан. Ж К РФ расширил сферу использования жилья, согласно ст. 17 допускается использование жилых помещений для иных целей: осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности. Однако необходимо иметь в виду, что правом па неприкосновенность жилища пользуются только лица, у которых правомерно возникло право собственности или право пользования (владения и пользования) занимаемым жилым помещением. Правоустанавливающими документами в таких случаях являются документы о праве собственности на данное жилое помещение, договор найма (поднайма) и т.п.
Кто и на каком основании может проникнуть в жилище помимо воли проживающих в нем граждан?
Статьей 3 ЖК РФ, принятой на основе конституционных положений, установлено следующее:
"Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая".
Таким правом на основании федерального закона наделены сотрудники правоохранительных органов при проведении процессуальных следственных действий в связи с возбуждением уголовного дела (обыск или выемка), наложении ареста на имущество должника, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай. В иных случаях действия лиц, направленные на проникновение в жилище, должны рассматриваться как неправомерные, и законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность за такие действия. В частности, ст. 139 Уголовного кодекса РФ, которая посвящена уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности жилища, установлено следующее:
"1. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Примечание. Под жилищем в настоящей статье, а также в других статьях настоящего Кодекса понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания".
Здесь необходимо подчеркнуть, что право на неприкосновенность жилища может быть ограничено только федеральным законом, и, следовательно, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также правовые акты органов местного самоуправления не могут содержать нормы, касающиеся ограничения рассматриваемого права граждан.
Кроме того, ст. 3 ЖК РФ допускает проникновение в жилище, без согласия проживающих в нем жильцов, других лиц на основании судебного решения.
В соответствии с Конституцией (ст. 118) и российским законодательством правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, в том числе посредством гражданского судопроизводства. В отдельных случаях, например в связи с необходимостью проведения капитального ремонта соответствующих инженерных сетей и оборудования, предназначенных для обслуживания многих помещений в жилом доме, работники ремонтных служб могут проникнуть в жилое помещение (при отсутствии согласия проживающих в квартире граждан) на основании принятого и вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции.
Право на жилище непосредственно связано со следующим конституционным положением: "Никто не может быть произвольно лишен жилища" (ч. 1 ст. 40). Это означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни какие-либо должностные лица не вправе осуществлять действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Конечно, в большей степени понятие "лишение нрава на жилище" относится к выселению граждан из жилых помещений. В ЖК РФ предусмотрен только судебный порядок выселения из жилых помещений, что является дополнительной гарантией защиты жилищных прав. Основания и порядок выселения граждан из жилых помещений определяются законодательством. Следует отметить, что действующие законы содержат соответствующие нормы, касающиеся прекращения права пользования жилым помещением. Конкретные нормы имеются и в ЖК РФ (ст. 3, 84–91 и др.), и в ГК РФ (ст. 293, 687, 688).
В ст. 3 ЖК РФ, в которой закреплен принцип недопустимости произвольного лишения жилища, отмечается, что какие-либо ограничения жилищных прав граждан возможны только на основании ЖК РФ и федерального закона: "Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами".
Касаясь в целом права на жилище, гарантированного Конституцией, следовало бы, на наш взгляд, исключить случаи выселения граждан из жилых помещений без предоставления другого жилья. Речь идет о тех гражданах, которые на законных основаниях проживают по договору социального найма жилого помещения (ст. 29 и 91 ЖК РФ). Если они, например, произвели самовольно переустройство (перепланировку) жилого помещения, используют жилое помещение нс по назначению и т.п., то их можно было бы выселять не "на улицу", а переселять в менее комфортное жилье.