Лекция 5. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И СОСЕДНИЕ СТРАНЫ И НАРОДЫ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• характеристику и фактическую историю отношений Древней Руси с Хазарским каганатом, Византийской империей, Волжской Булгарией, со странами и народами Западной Европы в IX–XII вв.;
• характеристику и фактическую историю отношений Древней Руси с кочевниками Восточной Европы IX–XII вв. (печенегами, торками, половцами);
уметь
• провести анализ геополитической ситуации в Восточной Европе в IX–XII вв.;
• объяснить причины установления контактов Древней Руси с внешнеполитическими контрагентами;
• провести сравнительный анализ особенностей внешней политики Древней Руси по разным направлениям;
• нанести на контурную карту соседей Руси, направления походов и места главных сражений изучаемой эпохи;
• составить хронологическую таблицу внешнеполитической истории Древней Руси IX – начала XII вв.;
владеть
• методикой поиска информации в библиотечных и электронных ресурсах по изучаемому периоду;
• представлениями о сущности понятий "внешняя политика", "внешнеполитическая история", применительно к Средневековью как историческому периоду и истории Древней Руси;
• основами сравнительного анализа геополитических процессов в раннесредневековых обществах.
Ключевые термины и понятия: Хазарский каганат, Волжский торговый путь, Византийская империя, Константинопольская патриархия, договоры русских с греками, печенеги, торки, половцы, Священная Римская империя.
Ключевые имена: Константин Багрянородный, княгиня Ольга, Святослав Игоревич, Владимир Святославич, Василий II, Ярослав Мудрый, Болеслав I Храбрый, Владимир Мономах.
Хазарский каганат и Древняя Русь
В начале VII в. на обломках Тюркского каганата на территории между северным Дагестаном и Нижней Волгой возник Хазарский каганат – очередная рыхлая и полиэтничная держава кочевников в Восточной Европе. Главными племенами в ней были хазары, булгары, савиры, барсилы и аланы.
Владения Хазарского каганата распространились на районы Нижней Волги и Нижнего Дона, степи между Азовским и Каспийским морями, Северное Причерноморье и даже часть Крыма. Если в расширении на север и запад они практически не встречали сопротивления, то на юго-востоке, в предгорьях Кавказа, хазары вступили в конфликт с проникающими сюда арабами (первые сведения о пограничных столкновениях относятся еще к 707 г.). Арабский халифат в эти годы также вел активную завоевательную политику и нащупывал пределы своего расширения на север. Постепенно арабы теснят хазар, и в 737 г. арабский полководец Мерван нанес им серьезное поражение, вторгнувшись в глубь хазарских земель (в ряде источников сообщается, что он дошел до Волги). Правда, на этом арабское продвижение на север также иссякло.
"Поход Мервана был последним крупным военным предприятием арабов против хазар. Хазарии стояла на краю гибели и спаслась лишь благодаря недостатку сил у арабов. Не будь этого, история Восточной Европы сложилось бы совсем иначе, чем мы ее знаем. Распространение мусульманства, а вместе с ним и восточной цивилизации, на ряд столетий остановилось на пороге Европы у Кавказских гор. Этих столетий было достаточно для того, чтобы в Восточной Европе сложилось прочное Русское государство, всеми культурными традициями связанное с европейским миром. Последующее распространение мусульманства рядом с христианским Русским государством уже не могло существенным образом отразиться на направлении культурного и политического развития Восточной Европы и оторвать ее от западноевропейской цивилизации. Роль Хазарии в таком именно направлении исторического развития совершенно бесспорна и обеспечивает за ней всемирно-историческое значение".
По мнению американского историка Д. Данлопа, без хазар история Восточной Европы была бы совершенно иной. Они остановили арабов на Кавказе так же, как это сделали франки Карла Мартелла в Пиринеях.
Хазары отступили на север. Столица каганата была перенесена из г. Семендера, находившегося недалеко от Кавказских гор, в г. Итиль в дельте Волги. Хазары распространяются на территориях между Северским Донцом и Средним Доном. Главный процесс, который у них начинается в VIII в., – постепенное оседание на землю, превращение из кочевников в земледельцев. При этом с оседлой жизнью были связаны в основном богатые люди, а массы "черных людей" оставались кочевниками. Согласно средневековому восточному историку аль-Истахри, хазары делились на черных (простонародье) и белых (аристократию). Белые хазары не платили податей, их обязанностью была военная служба. Выделялись богатые роды, владевшие землями, скотом, зависимыми людьми. У хазар было распространено рабство, причем рабами могли быть как военнопленные, так и собственные соплеменники. Важной стороной хазарской экономики было посредничество в международной торговле: нижневолжская часть Волжского торгового пути проходила по территории Хазарии, что, помимо высокой прибыли в виде взимаемых пошлин, давало широкие возможности для перекупки и перепродажи.
В VIII в. Хазарский каганат встал перед проблемой выбора религии. Выбор не ограничивался исключительно вопросами веры и культуры: это был выбор политической ориентации и будущих союзников. В состав каганата входили многие племена и народы – носители разных вариантов языческой религии; были и христиане, особенно в крымской части каганата. После 737 г. под давлением арабов часть хазар приняла мусульманство. Эти религии мирно уживались друг с другом, но теперь пришла пора сделать выбор на государственном уровне, причем выбор любой религии мог оказаться плохим. Оставаться язычниками было невозможно из-за множества разнообразных культов племен каганата. Выбор ислама означал окончательную ориентацию на союз с арабами, а христианства – зависимость от Византии. Во многом из-за таких соображений каганат пошел своим путем и выбрал иудаизм.
Однако решение вместо объединяющего оказалось разъединяющим: иудаизм по своей идеологии – религия особого, "богоизбранного" народа. Получилось, что иудаизм подчеркивал избранность хазарской элиты и отделял ее от других племен каганата. Для остального населения сохранялась полирелигиозная ситуация: племена продолжали исповедовать язычество, а христиане и мусульмане не собирались отказываться от своей веры. Это грозило религиозным расколом.
"Еврейские проповедники с большим трудом обосновали иудейское происхождение кагана и его окружения... но они не смогли сделать этого для всех народов, входивших в состав Хазарского каганата. Следовательно, новая религия не объединила, а наоборот, разъединила и без того непрочное государственное образование, возглавляемое хазарами. Принятие иудаизма каганом, царем и всей итильской знатью оторвало их от остальной хазарской аристократии, жившей в далеких провинциях, мало связанных со столицей, пользовавшейся весьма значительным влиянием в своих кочевьях и аилах, где она играла роль родовых старейшин. Между итильской и провинциальной аристократией началась борьба за власть и влияние в каганате. Провинциалы и все, кто не принял иудейской религии, в том числе христиане и мусульмане, объединились против правительства. Возникла своеобразная хазарская фронда".
В IX в. положение Хазарии меняется. По выражению М. И. Артамонова, каганат много лет был плотиной, прикрывавшей Восточную Европу от нашествий из Азии. И вот в этой плотине появились первые трещины, а прорвали ее венгры, во второй половине IX в. двинувшиеся через Причерноморские степи в Европу, в Паннонию. В 898 г. они проходили мимо Киева. Вслед за ними на запад двинулись орды печенегов, в 889 г. перешедших Волгу. Через владения каганата шли полчища кочевников, чему он не мог помешать. В то же время северо-западнее каганата начинается процесс образования Древнерусского государства. Киевские князья переиодчиняют себе славянские племена, ранее платившие дань хазарам. Соперничество, по-видимому, сопровождалось военными конфликтами, в которых верх взяли русы. Все это свидетельствовало о начале заката эпохи господства Хазарского каганата в Северном Причерноморье.
Ослабление Хазарии в IX в. было связано и с ожесточенной борьбой за власть разных группировок, которую М. И. Артамонов называет гражданской войной и датирует 820–830-ми гг. Ее подробности малоизвестны, очевидно лишь, что это было столкновение разных знатных родов. Оно привело к истреблению значительной части хазарской знати, а часть хазар ушла вместе с венграми в Европу. В 834 г. Хазарии официально признала утрату Крымской Готии и ее переход к Византии.
В 965 г. в каганат вторглись войска киевского князя Святослава Игоревича. Была взята и разграблена столица Хазарии – Итиль. На обратном пути на Русь войско Святослава разрушило г. Саркел ("Белая Вежа" из русских летописей). Это был разгром Хазарского каганата, который уже никогда не поднялся до прежнего уровня. Признаком упадка Хазарии является рост славянской сельской колонизации бассейна Дона в X в. – врагов теперь можно было не опасаться. По мнению М. И. Артамонова, к IX в. "вполне русским городом" становится и возрожденный Саркел (до 1117 г.). Славянская колонизация достигает Приазовья, где развивается русское Тмутараканское княжество.
В конце X в. происходит окончательный распад Хазарского каганата как единого государства. Часть хазар на Нижней Волге приняла ислам и перешла под покровительство азиатского государства Хорезм. Часть, по-видимому, погибла в середине XI в. при прохождении через регион новой волны кочевников – половцев. Часть хазар погибла в войнах с закавказскими народами. В русской летописи хазары последний раз упоминаются в 1079 г. Хазарские евреи осели в городах, где хазарские иудейские общины сохранялись еще какое-то время. Крым вплоть до XIII в. называли Газарией. В степной части региона после хазар кочевали различные племена, среди которых доминировали половцы (куманы).