Лекция 4. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ЭПОХУ РАННИХ РЮРИКОВИЧЕЙ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• фактическое ОГЛАВЛЕНИЕ и летописные легенды о княжении первых русских правителей – Олега, Игоря, Ольги, Святослава;
• характеристику правления и деятельности Владимира Святославича;
• характеристику правления и деятельности Ярослава Мудрого;
• характеристику правления и деятельности Владимира Мономаха;
• места памяти русской истории, связанные с изучаемым периодом;
уметь
• объяснить причины обострения политической борьбы на Руси в X–XI вв.;
• составить генеалогическую таблицу русских князей IX – начала XII в. (по "Повести временных лет");
• нанести на контурную карту места основных событий древнерусской истории, центры княжеских столов;
• составить хронологическую таблицу политической истории Древней Руси IX – начала XII в.;
владеть
• методикой поиска информации в библиотечных и электронных ресурсах по изучаемому периоду;
• представлениями о сущности процессов борьбы за власть применительно к Средневековью как историческому периоду и истории Древней Руси.
Ключевые термины и понятия: Русь, варяги, племенные княжения, междоусобицы, княжеские съезды, княжеский стол.
Ключевые имена: Рюрик, Олег, Владимир Креститель, княгиня Ольга, Владимир Святославич, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.
Русь в княжение Олега, Игоря, Ольги
Древнерусская история раннего периода имеет условную датировку. По замечанию А. В. Назаренко, до середины X в. включительно "Повесть временных лет" содержит "лишь две даты русской истории, которые можно признать достоверными, – договоры Руси с Византией осенью 911 г. (при Олеге) и осенью 944 г. (при Игоре)". Это связано с тем, что летописец, рассчитывая "самую первую русскую дату" ("откуда начала прозываться Русская земля"), совершил несколько математических и исторических ошибок, вследствие чего вся ранняя хронология сбита, и даты, используемые нами, носят условный характер.
Первым правителем Древнерусского государства в 882 г. стал Олег – регент при малолетнем Игоре, сыне Рюрика. С именем Олега связывают захват Киева в 882 г. и объединение Северного и Южного центров Руси. Впрочем, некоторыми учеными факт захвата Киева силой оспаривается. Так, Π. П. Толочко считает, что Аскольд пал жертвой заговора своих же бояр, пригласивших Олега, т.е. имело место не варяжское завоевание, а местный локальный государственный переворот. Олег из Киева покорил и обложил данью ряд славянских племен (древлян, северян, радимичей). По справедливому замечанию И. Я. Фроянова, "формирующийся союз племенных княжений предполагал не только голое насилие, но и добрую волю", хотя и строился "отнюдь не на равенстве племен". Олег также около 889 г. столкнулся с венграми, прошедшими вдоль южных границ Руси через Карпаты в Паннонию, где они впоследствии основали свое королевство.
Крупнейшим внешнеполитическим событием правления Олега стал конфликт с Византией. Согласно летописной легенде о походе на Константинополь в 907 г., осада протекала необычным образом. Русы пытались атаковать крепость с моря. Но греки замкнули вход в гавань Золотой Рог специальной цепью, и корабли не смогли пробиться к крепостным стенам. Тогда Олег велел вынуть свои ладьи на сушу, поставить их на колеса – ветер покатил импровизированные средневековые "танки" к стенам города. Испуганные таким поворотом событий византийцы сдались и заключили с Русью мирный договор (911), по которому Византия должна была платить русам дань, а русские купцы получали право беспошлинной торговли на рынках империи. В знак своей победы Олег прибил к воротам Константинополя свой щит. Это был крупный успех.
После смерти Олега в 912 г. (дата условна; по разным данным, он умер либо от укуса змеи, либо погиб "за морем" в походе, возможно, в нападении русов на побережье Каспия в 910 или 922 г.) престол занял Игорь Рюрикович. По В. Н. Татищеву, Игорь родился в 875 г. Новый князь сумел подавить восстание племени древлян против Киева и основал русскую колонию на Таманском полуострове. Он сумел потеснить племя уличей, не подчинявшееся Киеву, и вытеснить их в междуречье Днестра и Нижнего Буга. В 915 г. Русь впервые столкнулась с новыми кочевниками – печенегами. Игорь сперва сумел добиться с ними мира (915), но с 930 г. начал воевать.
Продвижение русских к берегам Черного моря вызвало недовольство византийцев. В 941–944 гг. между Киевом и Константинополем развернулась война. Осада Игорем Царьграда в 941 г. была неудачной: византийцы применили особое оружие – "греческий огонь" (пускаемая по трубам под давлением горящая нефть). Поход был повторен в 944 г., и на этот раз император предпочел без сопротивления заключить мирный договор по образцу соглашения 911г. Удачен был поход Игоря на Кавказ и в Прикаспийские земли в 944 г. Русы взяли Дербент и Бердаа и вернулись с большой добычей.
В 945 г. во время полюдья в земле древлян Игорь был убит. Полюдьем назывался ежегодный объезд князем подвластных территорий с целью сбора дани. Она взималась "по силе", т.е. сколько дружинники смогут взять, и потому нередко сопровождалась конфликтами с местным населением. Столкновение 945 г. с древлянами оказалось для Игоря роковым: в ответ на требование дополнительных поборов князя схватили и привязали к верхушкам согнутых деревьев; когда деревья отпустили, жадного правителя разорвало на части.
И. Я. Фроянов видит здесь ритуальное убийство, связанное с каким-то обрядом: "Нет ничего невероятного в том, что расправа с Игорем состоялась в священном лесу и означала жертвоприношение древлянским божествам, возможно, деревьям, в одухотворенность и божественную суть которых славяне свято верили.
С позиций язычества само убийство князя, выполнявшего сакральные функции посредника между богами и людьми, исполнено особого значения. Полянская община, потерявшая своего властителя, становилась, сообразно понятиям язычников, беззащитной и беспомощной перед внешним миром. Отсюда самонадеянность древлян. “Се князя убихом рускаго, – говорили они, – поймем жену его Вольгу за князь свой Мал и Святослава, и створим ему, яко же хощем”. Незавидность своего положения сознают и поляне: “Нам неволя; князь нашь убьен, и княгини наша хочет за вашь Князь”.
В поведении древлян прослеживается еще одна архаическая традиция, завуалированная сватовством. Речь идет об особенностях перехода в древних обществах власти от одного правителя к другому, часто приобретаемой посредством убийства властителя соперником, претендующим на его должность. Этот способ практиковался и на Руси IX–X вв. Убив правителя, соперник получал не только власть, но также имущество, жену и детей побежденного".
На киевском престоле оказалась Ольга, вдова Игоря, так как его сын Святослав был еще малолетним. Данный рассказ летописи вызывает у ученых недоверие, поскольку Ольга вышла замуж в 903 г., следовательно, к 945 г. ей уже должно было быть около 55–60 лет – многовато для рождения Святослава! Либо, что более вероятно, в "Повести временных лет" сильно сбита хронология событий, либо верны поздние сведения о том, что Святослав родился около 920 г.
Ольга – фигура вообще достаточно загадочная. Традиционно ее считают уроженкой Псковской земли, и от даты легендарной встречи с Игорем у псковского погоста Выбуты в 903 г. ведут отсчет истории Пскова. Однако в летописи сказано, что ее привели к Игорю "из Плескова", отчего некоторые ученые именуют ее "болгарыней" и выводят из столицы I Болгарского царства Плиски. Помимо путаницы с поздним рождением Святослава, есть эпизод, еще более усложняющий наши представления о ее возрасте. В 946 или 957 г. (даты спорные, называются разные версии) Ольга посетила Константинополь, где византийский император, потрясенный се красотой, захотел на ней жениться: для женщины, вышедшей замуж почти полвека назад, в 903 г., подобный успех у мужчин выглядит странным. Видимо, неверна вся ранняя хронология, связанная с Игорем и Ольгой.
Так или иначе, согласно летописной легенде Ольга жестоко отомстила за гибель мужа: уничтожила несколько древлянских посольств (одно сожгли в бане, другое живьем закопали в землю). Затем вместе с воеводами Свенельдом и Асмудом разгневанная княгиня организовала карательный поход в древлянские земли, сожгла их столицу Искоростень и убила князя Мала. Покорение древлян считается наиболее ярким эпизодом борьбы Киева с местными племенными княжениями за объединение Древней Руси.
В 946/947 г. Ольга провела налоговую реформу: установила фиксированные "уроки" – размеры сбора дани и учредила "погосты" – пункты ее сбора. Таким образом, налоговый произвол системы полюдья был ликвидирован.
Ольга очень интересовалась христианством и вначале обратилась к латинской церкви Западной Европы. В 959 г. она отправила посольство в Германию к немецкому императору Оттону I с просьбой о присылке на Русь христианской миссии. В 961–962 гг. с такой миссией в Киев прибыл священник Адальберт, но его в русских землях не приняли.
В 946 или 957 г. (дата спорная) Ольга посетила Константинополь, подтвердила все прежние договоренности с Византией и приняла Крещение по византийскому православному обряду. Ольга – первая русская правительница-христианка.