Древнеславянская религия
Религия древних славян характеризуется как чистый политеизм, т.е. учение о мировой справедливости, осуществляемой исключительно волей властвующих в мире богов. При этом боги славянского пантеона не разделены на два противостоящих друг другу лагеря, следовательно, славянский политеизм монистичен. Все боги непосредственно олицетворяют природные стихии, поэтому не характеризуются ни как однозначно добрые, ни как однозначно злые; они грозны и переменчивы. Лишь у западных славян, тесно контактировавших с дуалистами-германцами, различаются Белобог и Чернобог как персонификации, соответственно, удачи и неудачи. Славянский пантеон иерархичен: во главе богов, как в большинстве европейских языческих религий, стоит бог- громовержец – Перун.
Справедливое воздаяние, согласно вероучению древнеславянской религии, осуществляется совокупной волей богов, однако решающую роль здесь играет воля верховного бога Перуна. Все, что может дать бог человеку, – это доля. Доля – это воплощение счастья, удачи, богатства. Первоначально слово "бог" имело значение "доля". Наряду с доброй долей существует злая (несчастная, лихая) доля, недоля, лихо, горе, злосчастие, беда, нужда, кручина и т.п. Таким образом, боги осуществляют воздаяние в пределах непосредственного и повседневного опыта: за достойные дела – обычной наградой (благополучие, долголетие и т.п.), за недостойные – обычной карой (бедность, болезни и т.п.). Смерть считается окончательной – умирая, человек растворяется в стихии земли, из которой вышел, воссоединяясь с ней. Принятие славянами христианства в IX–XIII вв. повлекло за собой уничтожение идолов и запрет языческой религии и ее обрядов. Тем не менее, языческие пережитки сохранялись в виде либо тайных народных культов, либо христианизированных представлений. На Руси тысячелетняя традиция христианства как господствующей религии, казалось, навсегда вытеснила древнее язычество из духовной жизни восточных славян. Однако современное оживление интереса к религии древних славян и образование в 1990-х гг. языческих общин в России наглядно демонстрируют, как вероучение приобретает последователей и культ после тысячи лет их отсутствия.
Вероучение древнеславянской религии можно выразить следующей формулой: человеческая жизнь определяется справедливым воздаянием, осуществляемым богами непосредственно за каждое повседневное усилие, поэтому человек должен стремиться быть достойным того, чтобы получить от жизни все, что в ней есть приятного (доля), или хотя бы избежать всего, что в ней есть неприятного (недоля).