Древнеримский театр
В Древнем Риме театральные представления впервые состоялись в 240 г. до н.э., когда Ливнем Андроником (р. ок. 280 г. до н.э.) были сочинены трагедия и комедия по греческим образцам. Они были созданы для общегородских игр. В Римской империи статус театра не был столь значимым, как в Греции, - главным аспектом стала зрелищность, но влияние греческого театра проявлялось в том, что римляне стали частично заимствовать и использовать готовые формы, созданные греками.
История возникновения театра в Риме также основывалась на религиозных и обрядовых играх, которые сопровождались элементами карнавала. Одним из таких праздников стал Сатурналий в честь бога Сатурна. На празднике сбора урожая исполнялись фесцинины - сатирические песни. Считается, что это были примитивные зрелища" зародившиеся при родовом строе. В их основе лежали мимические танцы этрусских плясунов, после добавились диалоги и жестикуляция. Римская молодежь с большим интересом подражала актерам. Характер действ был шуточный и язвительный: высмеивались пороки знати и конкретные персоны, но позже было запрещено высмеивать конкретных знатных людей.
Трагедия с трудом приживалась на римской земле. Первое время переводили произведения известных драматургов Греции, переделывая их для римской сцены. Римская мифология не представляла такого интереса для римских граждан, как в Греции, поскольку мифы рассматривались как мелодраматические сюжеты, а для воинственной культуры римлян это было скучно. Единственный способ заинтересовать зрителей заключался в пересказе и переделке сюжетов греческих трагедий. В связи с этим начала меняться композиция трагедии, хор уже не играл никакой роли (или вообще не присутствовал) и был заменен сольными песнями, монологами корифеев, хоровые песни перерабатывались в монодии или дуэты актеров. Пройдя такую переработку, римская трагедия преобразилась и стала кардинально отличаться от греческой.
Долгая и интересная судьба была у римской комедии. Первой появилась ателлана (от имени городка Ателла). Это было комическое представление, в котором использовались маски, причем маски-характеры были главными действующими лицами. В представлении постоянно действовали четыре маски-персонажа - Макк, Буккон, Папп и Доссен, каждый из которых имел свой образ и характер. Так, Макк был представлен добрым и влюбчивым дураком и обжорой, он терпел насмешки и побои и чаще всего изображался лысым, с ослиными ушами и крючковатым носом. Буккон изображался пухлогубым, так как считался болтуном и тоже любил поесть - пухлые губы должны были дать понять, что они распухли от чрезмерной болтовни. Однако он - не глупец и не простофиля. Папп - скупой, богатый старик, который очень любил молодых женщин и вечно попадал впросак. Персонаж Доссен - хитрый горбун-шарлатан, но при этом он добивался уважения к себе путем умных речей, постоянно льющихся из его уст: неграмотный люд бывал впечатлен и легко поддавался на его уговоры. Текст заранее известен не был, сочинялся в ходе представления, имела место импровизация.
Развития литературной драмы в Риме не произошло. Широко использовались переводы греческой драмы, адаптированные к римской культуре. Драматург Гяей Невий (ок. 280 - 201 гг. до н.э.) сочинял и трагедии, и комедии. Он не только перерабатывал греческие произведения на мифологической основе, но и вводил римскую историю в драматические произведения. Трагедия называлась претекста, ее основу обычно составляли современные проблемы, в ней также делался упор на существующие пороки общества.
Другим видом зрелищ стала паллиата, получившая свое название от персонажей, которые выступали в греческих широких плащах-палиях. Чаще всего герои были греками и местом действия тоже была Греция, однако греческие имена были просто ширмой. Всем было понятно, что повествование будет о римлянах, их нравах и проблемах. Гней Невий применял в паллиатах контаминацию, т.е. соединял в одной римской пьесе сцены из нескольких греческих пьес, писал свободным и понятным языком. Как автор он был честен, прямо говорил о непростой политической обстановке, высмеивал раболепие и пороки. Однако за такое свободомыслие угодил в тюрьму, позже был изгнан из Рима.
Преемником и продолжателем Гиея Невия как комедиографа стал его современник Тит Макций Плавт (ок. 254- 184 гг. до н.э.). Согласно имеющимся сведениям, Плавт в юности работал актером ателланы. Однако сам стал представителем паллиаты. Действующие лица в его произведениях были те же, что и у представителей новой аттической комедии. Главным героем был раб, обладающий хитрым и пронырливым нравом, который помогал устраивать любовные дела хозяина. Несмотря на использование сюжетов греческих пьес, в них явно проступали черты римской действительности, узнаваемые известные персоны. Использование контаминации делало пьесы Плавта живыми и оригинальными, творческое наследие комедиографа составляет около 20 пьес ("Близнецы", "Клад" и т.д.), которые дошли до нас целиком, и одна в отрывках. Он внес изменения в построение диалогов, приблизив их к реальной жизни, чем и завоевал народную популярность. Важное место в комедиях автор отводил пению, музыке и танцам.
ОГЛАВЛЕНИЕ и композиция драматических произведений менялись в соответствии с политической жизнью Древнего Рима. После Плавта появился комедиограф Теренций, который получил образование, будучи рабом сенатора, впоследствии его признавали многие знатные представители римского общества. Произведения Теренция отличаются от комедий Плавта, поскольку он отказался от театральных средств и приемов ателланы. Он много позаимствовал у греков и сознательно подчеркивал это. Им написано шесть комедий, и все они дошли до нас. Действие в его пьесах обычно не выходило за рамки бытовых тем и вращалось вокруг семейных конфликтов, сюжеты лишены динамики в развитии интриги и громких разоблачений, зато наполнены психологическими характеристиками героев, их размышлениями. Теренций позже будет назван предшественником новой европейской драмы. Влияние его взглядов отразится в произведениях Мольера, Корнеля.
После смерти Теренция развитие театра в римском обществе приостанавливается. Уже не ставятся пьесы, художественные образы паллиаты исчерпали себя. При этом продолжали существовать короткие представления с занимательными и развлекательными сюжетами, которые разыгрывались в любом месте города. В период империи возникает новый жанр римской комедии - мим, соединивший в себе все особенности национальной комедии римской культуры. Мим представлял собой длинную пьесу с запутанным, но интересным сюжетом, с большим количеством действующих лиц. Темы мимов касались моральных и семейных ценностей, но особенной популярностью пользовались истории о разбойниках. Известен случай, который повествует о том, что на одном из таких представлений император распял настоящего разбойника, заменив актера. Актерскую работу в Риме почетной не назовешь: актеры в случае плохой игры подвергались осмеиванию и побоям. Актерские труппы, хотя и много позаимствовали у греков, были непрофессиональными, они объединялись под руководством одного хозяина - антрепренера, который и организовывал театральное представление. При постановке исполнители тщательно прорабатывали мимику, движения, продумывали траекторию перемещения, обращения к зрителю, подбирали маски и костюмы. Женские роли, как и в греческом театре, играли только мужчины. Редкий актер удостаивался уважения среди коллег и зрителей, однако до нас дошли имена прославленного трагического актера Эзопа и комического актера Росция.
Большим спросом пользовались зрелища - пантомима ("панта" - все), где все действие воспроизводилось движением, заменяющим слова, и пирриха (военный танец, имитирующий сцены боя), - которые демонстрировались в амфитеатрах и цирках, а также состязания на колесницах, кулачные бои и гладиаторские поединки. Театр не имел специальных помещений, и представления проходили на городских улицах. Только в 55 г. до н.э. было построено первое театральное здание, самым знаменитым из амфитеатров стал римский Колизей. Там проходили гладиаторские поединки, а иногда и казни преступников, так что это были жестокие и кровавые зрелища, но несмотря на это они пользовались большой популярностью у жителей Древнего Рима.
Античный театр оказал решающее воздействие на развитие европейского театра. Театр стал движущей силой, способствующей развитию литературы, архитектуры, музыки и т.д. Многие разновидности театра, которые проявятся в Средние века, эпоху Возрождения, будут иметь в основе положения, сформированные античным театром.