Лекция 2. Древнеиндийская философия
Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах – ведах. Веды (табл. 6) формировались во второй половине II – начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме[1].
Таблица 6
Веды
Название |
Основное ОГЛАВЛЕНИЕ |
Ригведа |
Собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам |
Самаведа |
Описание правильного произнесения гимнов Ригведы (во время жертвоприношений) |
Яджурведа |
Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы |
Атхарваведа |
Собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам и т.п. |
В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути) (табл. 7), все эти книги считались "богооткровенными", т.е. полученными людьми от богов.
К священным текстам примыкает литература смрити – различного рода комментарии и истолкования священных текстов. Литература смрити уже не считается богооткровенной – это книги, созданные людьми для разъяснения божественных истин. Основной жанр литературы смрити – сутры[2]. Именно в жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов.
Таблица 7
Система священных текстов (шрути)
Тип текстов |
Основное ОГЛАВЛЕНИЕ |
Веды |
Гимны и заклинания, описания ритуалов |
Брахманы |
Комментарии к ведам |
Араньяки (книги лесных отшельников) |
Комментарии к ведам, предназначенные для отшельников |
Упанишады (сидение у ног учителя для постижения сокровенного знания) |
Религиозно-философские тексты |
Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, особенно в ее последней части (десятой мандале). Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими Упанишадами[3].
К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих в Ригведе, необходимо отнести понятия "пуруша", "рита" и "сансара".
Пуруша – в чисто мифологическом плане выступает как первочеловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к возникновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза – солнце, из другого – Луна и т.п.). В философской трактовке пуруша – это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.
Рита – это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей[4]. Рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир – это всего лишь проявление риты. При этом рита – это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняются живые существа.
Сансара буквально означает "прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение". Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело человека, животного, растения или даже бога.
В упанишадах в роли бога – творца мира фигурирует бог Брахма (и), в философской интерпретации он выступает как высшая сущность мира, безличное божественное начало всего сущего. В упанишадах же получают разработку такие важнейшие понятия индийской философии, как "карма" и "сансара". Сансара (переселение душ) происходит в соответствии с законом кармы. Понятие кармы сформировалось на базе ведического понятия "риты".
Карма – это причинно-обусловленный закон судьбы и одновременно та сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида. Любой поступок, совершаемый человеком (или даже богом), влияет на его карму – улучшая или ухудшая ее. Каждый хороший поступок, совершенный в данной жизни, приводит к тому, что в этой или одной из последующих жизней с данным человеком случится нечто хорошее; аналогично, плодом любого плохого поступка является какое-либо несчастье. Понятие "кармы" использовалось и активно обсуждалось во всех школах индийской философии, получая несколько различную трактовку (табл. 8).
Таблица 8
Происхождение и сущность кармы
Происхождение и сущность кармы |
Школы |
Закон кармы устанавливается богом, бог сотворил мир в соответствии с законом кармы |
Ньяя, вайшешика |
Закон кармы не зависит от бога, этот закон присущ самому миру |
Буддизм, джайнизм, саикхья, миманса |
Но во всех философских школах считается, что на карму влияют только поступки, совершенные под влиянием страстей, а бескорыстные и бесстрастные поступки не имеют кармических последствий и могут даже разрушать прошлую карму. Наша нынешняя судьба – это результат кармы, возникшей под влиянием наших же поступков в прошлом. Но наши нынешние действия могут преодолеть эту судьбу: отсюда открывается определенный путь к освобождению – уходу от власти кармы.
Школы индийской философии. Примерно с VI в. до н.э. начинается процесс развития древнеиндийской философии и становления различных школ и направлений. В качестве основных принято выделять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные (схема 9).
Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и базируются на них. Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базиру-
Схема 9. Древнеиндийская философия
ются только на ведах – миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед признают еще и иные источники знания: ньяя, вай- шешика, санкхья и йога.
Необходимо отметить, что веданта как самостоятельная школа сформировалась значительно позднее других ортодоксальных школ – к VII–VIII вв. н.э., т.е. в эпоху Средневековья. В эпоху Древнего мира можно говорить только о существовании предпосылок веданты (в виде текстов упанишад, Бхагавадгиты и т.д.), поэтому изложение философии веданты дается в Части II.
Неортодоксальными называются те школы индийской философии, которые не признают веды священными и базируются на иных источниках; это буддизм, джайнизм и чарвака.