Досудебный порядок рассмотрения споров
Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность судебных процессов – не в пользу законов.
П. Буаст
Понятие и значение процессуального права
Вся система отраслей российского права делится на две большие группы: материальное право и право процессуальное. Материальные отрасли права (уголовное, гражданское, финансовое, трудовое и др.) устанавливают права и обязанности граждан и организаций. Процессуальные отрасли права (арбитражный, гражданский, уголовный процесс и др.) определяют порядок защиты прав и исполнения обязанностей.
Для чего нужны процессуальные нормы права? Дело в том, что право без принуждения – ничто. И в тех случаях, когда действительно становится необходимым применение государственного принуждения, делать это надо крайне осторожно. Здесь лучше не спешить, все выяснить, дать возможность каждой из сторон объяснить свою позицию, взвесить их доводы, а уж потом вынести решение. Осуществить это на практике позволяют как раз нормы процессуального права.
Способы разрешения споров
Все эти способы определены законом, и это не случайно: именно государство ответственно за применение мер принуждения, это его прерогатива.
Мы знаем, что для разрешения споров в сфере экономики существуют специальные государственные органы: арбитражные и общие суды. Именно на них возлагается обязанность осуществлять правосудие. Судебный порядок разрешения споров в экономической жизни – главный способ разрешения споров.
Однако судебный способ разрешения споров очень дорогой и длительный. Поэтому используется и другой способ разрешения споров: досудебный. Его иначе называют претензионным (от слова "претензия") порядком разрешения споров. Рассмотрим этот способ подробнее.
Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров применяется при возникновении между организациями какого-либо экономического спора.
Его суть заключается в том, что, не доводя дело до суда, организации (одна или обе сразу) доводят друг до друга свои требования или претензии, возникшие в результате неисполнения договора, обосновывают их, насколько это возможно, приводят доказательства в обоснование своих требований. Если стороны (сторона) сочтут эти доводы убедительными, то могут добровольно возместить причиненный ущерб, и дело между ними будет улажено.
Чтобы претензия имела силу, закон обязует заявителя претензии предъявлять ее в письменной форме. Она должна быть подписана руководителем организации или его заместителем и излагать четко и ясно суть дела (в чем состоит требование, сумма претензии и ее обоснованный расчет, доказательства, ее подтверждающие, со ссылкой на соответствующее законодательство и др.). К претензии должны быть приложены необходимые документы, подтверждающие ее обоснованность (или их копии).
Направить претензию можно заказным или ценным письмом, по телеграфу, факсу, телетайпу и т. п.
Срок рассмотрения претензии. Организация, получившая претензию, обязана в 30-дневный срок на нее ответить (либо согласиться с ней, либо отвергнуть). Если ответ в этот срок не поступил (или поступил отрицательный ответ), то заявителю, который хотел разрешить дело мирно, остается только передать дело в арбитражный суд.
Претензионный порядок рассмотрения споров в настоящее время не является обязательным. Если сторона, считающая, что ее права ущемлены, по каким-либо причинам желает сразу, без предварительного выяснения, перенести дело в суд, то ей в этом никто не будет препятствовать.
Значение досудебного порядка рассмотрения споров. Претензионный порядок имеет большое значение, и пренебрегать им не стоит. Его роль состоит в следующем:
1) дает возможность довести свое недовольство, а то и непонимание, касающееся договорных отношений, до контрагента. Возможно, разъяснение контрагентом позиции или существа дела со своей стороны позволит недоразумение снять и дорогостоящий государственный аппарат не будет приводиться в действие;
2) способствует разрешению дела оперативным путем (разногласия могут быть устранены куда быстрее, чем это будет сделано с помощью суда). Как правило, ответчик но претензии перед лицом убедительных доводов и доказательств заявителя понимает, что у суда ему поддержки не найти, и идет на удовлетворение претензионных требований;
3) позволяет сэкономить деньги на судебной процедуре, которая оплачивается государственной пошлиной (причем немалой) из кармана спорящих сторон.
Выше был описан досудебный порядок рассмотрения споров, применяемый в отношениях между организациями. Однако подобным способом и граждане могут постараться урегулировать свои взаимоотношения. Иногда им в этом помогает суд, принявший дело к своему рассмотрению.
Во-первых, при подаче искового заявления суд обязует заявителя составлять исковое заявление в двух экземплярах, один из которых направляется ответчику для обдумывания и сбора доказательств. Часто ответчик, поняв, что он не прав, сам удовлетворяет требования истца.
Во-вторых, если этого оказалось недостаточно, судья, готовясь к судебному разбирательству, назначает под своим руководством встречу истца и ответчика с тем, чтобы они лучше обозначили друг другу свои позиции. Если и это не привело к прекращению спора, то тогда судья назначает конкретную дату (день и час) судебного разбирательства.
Это надо запомнить
1. Материальные отрасли права определяют права и обязанности граждан и юридических лиц. Процессуальные отрасли права устанавливают порядок защиты их имущественных прав.
2. Существует два порядка рассмотрения имущественных споров: досудебный (претензионный) и судебный.
3. Суть досудебного порядка рассмотрения имущественных споров состоит в доведении требований (претензий) до предполагаемого нарушителя права с тем, чтобы он добровольно их удовлетворил.
4. Претензия должна быть составлена в письменной форме.
5. Срок рассмотрения претензии не может превышать 30 дней.
6. Претензионный порядок рассмотрения имущественных споров является желательным, но отнюдь не обязательным.