Доступность спортивных зрелищ
Российские болельщики в массовом порядке, исходя из уровня жизни в стране, пока еще не могут платить за билеты на посещение спортивных состязаний цену, сопоставимую с ценой, которая складывается в Европе и США. Например, в 2009 г. УЕФА установил минимальную цену на самые дешевые билеты на финальный матч Лиги чемпионов в размере около 80 фунтов стерлингов. В 2011 г. самый дешевый билет на финальный матч стал стоить уже 150 фунтов стерлингов. По действующему обменному курсу это составляло около 6000 руб. Так что попадание в спортивные сети сильного бизнес-профи сегодня в России дело почти исключительное.
Чтобы посмотреть квалификационные соревнования чемпионата мира по спортивной гимнастике 2011 г. (Япония) зрители покупали входные билеты по цене 3–5 тыс. йен (в среднем 2 тыс. руб.). Цена билетов на финальные соревнования доходила до 15 тыс. йен (около 6 тыс. руб.)[1].
На финальный турнир первенства Европы по футболу, который проходил в 2012 г. одновременно в Украине и в Польше, УЕФА получил заявки "на 12 миллионов 149 тысяч 425 билетов" от болельщиков из 206 государств. Цена билетов была разделена в зависимости от места на трибуне на три ценовые категории и от встреч группового этапа. Стоимость входного билета на четвертьфинальный матч начиналась с 40 евро. Самые престижные места на полуфинальные матчи были проданы за 270 евро, а на финальный матч, который состоялся в Киеве, официальная цена билета доходила до 600 евро[2].
Стоимость билетов для зрителей чемпионата Европы по легкой атлетике, который проходил с 27 июня по 1 июля 2012 г. в Хельсинки, составляла от 65 до 145 евро в день и от 275 до 375 евро за весь чемпионат. При этом хозяева чемпионата планировали получить прибыль не только от продажи билетов, но и от спонсорских договоров.
Необходимо отметить присущее практически всем предпринимателям мира стремление получить наибольшую выгоду от предоставляемых ими услуг. Наиболее ярко это проявляется в период крупных международных соревнований в виде сильно завышенных цен на: входные билеты, проживание в гостиницах, продукты питания, спортивную атрибутику и т.д.
Во избежание подобного явления в декабре 2011 г. заблаговременно организаторы объявили[3], что стоимость билетов на соревнования Универсиады-2013 (Казань) будет колебаться в диапазоне от 100 до 5000 руб. Программа реализации билетов должна состоять из нескольких этапов. Желающие приобрести билеты в начале их реализации получат скидку до 30%.
Правительство РФ[4] в нормативном порядке заранее установило максимальную стоимость гостиничного обслуживания на территории муниципального образования город-курорт Сочи в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи и периоды проведения мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 23.10.2010 № 1841-р[5] (предолимпийские соревнования). В соответствии с установленной системой классификации гостиниц определены следующие пределы стоимости гостиничного обслуживания за одни сутки проживания (руб.):
– категории "две звезды", "одна звезда", "мини-отель" – до 5741;
– категория "три звезды" – до 9003;
– категория "четыре звезды" – до 13 048;
– категория "пять звезд" – до 13 896.
Цена билетов на спортивные мероприятия в соответствии с законами, действующими в экономике, имеет объективное свойство постоянно расти. Например, цена билетов на матчи НХЛ в сезоне-2011/2012 по сравнению с предыдущим сезоном выросла в среднем на 4,8% и составляла 57 долл. Самая высокая цена билетов была на домашние игры "Торонто" (124 долл.). На втором месте по дороговизне были билеты на домашние матчи ХК "Виннипег Джетс" – 98 долл. Отметим, что в 1996 г. билеты на матчи этого клуба стоили всего 24 долл. Этот пример наглядно показывает, что спортивный бизнес развивается по общим закономерностям, присущим бизнесу в других сферах общественной жизни.
В период проведения важных международных соревнований по популярным (больше игровым) видам спорта ведущая роль в организации спортивного бизнеса в виде продажи билетов (порядок продажи, кому, сколько и по какой цене) и получении прибыли принадлежит международным спортивным организациям и федерациям.
Например, в декабре 2011 г. "на официальный сайт УЕФА поступило 12 миллионов 149 тысяч 425 заказов от футбольных болельщиков всего мира"[6] с целью приобретения билетов на матчи футбольного чемпионата Европы-2012. Количество заявок превысило на 17% аналогичную цифру чемпионата Европы по футболу 2008 г. и стало рекордным за все годы. Таким образом, билеты на футбольные матчи чемпионата Европы стали острым дефицитом для болельщиков.
Процедура распределения билетов определена УЕФА следующим образом. За болельщиками команд-участниц финальной стадии (16 национальных команд) зарезервировано 16% от общего количества билетов (это на 4% меньше, чем в 2008 г.).
В статье 9 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-Φ3 предусмотрено государственное регулирование продажи входных билетов и цен на входные билеты на посещение спортивных мероприятий и церемоний Олимпийских игр и Паралимпийских игр, стоимости гостиничного обслуживания в связи с организацией и проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр.
Правительство РФ вправе осуществлять государственное регулирование стоимости гостиничного обслуживания на территории Краснодарского края в периоды проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также в периоды проведения мероприятий, предусмотренных условиями Соглашения. При этом устанавливаемая Правительством РФ стоимость гостиничного обслуживания определяется исходя из категорий гостиниц или иных средств размещения, прошедших классификацию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок продажи входных билетов на посещение спортивных мероприятий и церемоний Олимпийских игр и Паралимпийских игр утверждается Правительством РФ.
До 16 марта 2014 г. включительно цены на входные билеты на посещение спортивных мероприятий и церемоний Олимпийских игр и Паралимпийских игр устанавливаются в соответствии с Соглашением МОК и Международным паралимпийским комитетом соответственно.
В Великобритании еще в ночь на 27 апреля 2011 г. (более чем за год до начала) было закончено распространение билетов на летние Олимпийские игры 2012 г. в Лондоне. В общей сложности у хозяев летней Олимпиады были в наличии 8,8 млн билетов на предварительные и финальные турниры по всем 26 олимпийским видам спорта. Из них – 1,2 млн билетов были зарезервированы для различных министерств и ведомств, мэра Лондона, спонсоров и атлетов. 1 млн билетов поступил в продажу за пределами Соединенного Королевства, их реализацией занимались национальные олимпийские комитеты.
За продажу билетов организаторы Олимпиады-2012 в Лондоне надеялись выручить 500 млн фунтов стерлингов (775 млн долл.). Цена билетов варьировалась в диапазоне от 20 фунтов стерлингов (32 долл.) до 2012 фунтов стерлингов (3120 долл.)[7].
Организаторы крупнейших международных соревнований по популярным игровым видам спорта, которые длятся несколько дней или недель, получают солидную прибыль за счет взимания платы за проживание национальных команд (табл. 15.2). Например, 33 174 евро платила сборная команда Португалии по футболу за каждый день, проведенный на курорте в роскошной гостинице Retries Sport&Spa в Опалеиице во время чемпионата Европы-2012[8].
Это в семь с лишним раз больше, чем пришлось заплатить действующим чемпионам мира и Европы (в том числе и в 2012 г.) испанцам, которые жили в Гнсвинс и платили за ежедневное проживание всего по 4700 евро за команду.
Вторым по цене оказался варшавский отель Bristol, где остановилась сборная России по футболу, достигнутый итоговый турнирный результат которой для российских болельщиков был явно неудовлетворительным. Третье место по оплате за проживание занимала хозяйка турнира – сборная команда Польши. Проживание ее команды в Hyatt обходилось в 24 тыс. евро в день.
Таблица 15.2
Стоимость проживания национальных футбольных команд во время чемпионата Европы-2012
Сборная |
Город |
Стоимость, евро |
Португалия |
Опаленица |
33 174 |
Россия |
Варшава |
30 400 |
Польша |
Варшава |
24 000 |
Ирландия |
Сопот |
23 000 |
Германия |
Гданьск |
22 500 |
Чехия |
Вроцлав |
22 200 |
Англия |
Краков |
19 000 |
Голландия |
Краков |
16 200 |
Италия |
Величка |
10 500 |
Хорватия |
Варка |
8300 |
Дания |
Колобжсг |
7700 |
Испания |
Гневино |
4700 |
Немаловажным фактором посещаемости болельщиками спортивных соревнований является характеристика спортивных сооружений, отражающих их вместимость.
В мировом рейтинге двадцати самых вместительных спортивных арен мира нет ни одной, вместительность которой составляет менее восьмидесяти тысяч зрителей. В этом почетном списке есть и Большая спортивная арена московских "Лужников". Большинство из этих стадионов принимало на своих аренах крупнейшие мировые соревнования, в том числе финалы чемпионатов мира и Олимпийские игры.
Самым посещаемым в мире спортивным сооружением является стадион "Камп Ноу", на котором проводит свои домашние матчи один из самых популярных и сильных футбольных клубов мира знаменитая испанская "Барселона".
Нередко в Украине, Беларуси, России и ряде других стран даже матчи сборной не всегда собирают полный стадион зрителей. Прежде всего, это свидетельствует о том, что спортивное зрелище вкупе со спортивным менеджментом недостаточно высокого качества или недостаточной популярности вида спорта. Но такое положение наблюдается далеко не во всех странах.
Некоторые спортивные арены в силу своей популярности заслуженно считаются величайшими футбольными храмами. На них каждую неделю приходят тысячи людей, чтобы с друзьями и с семьей отдохнуть душой и поболеть за свою любимую команду. Шотландские, английские, испанские, немецкие и даже один корейский стадион находятся в рейтинге двадцати самых посещаемых стадионов мира. К сожалению, в этом почетном рейтинге не нашлось места ни одному российскому стадиону[9].