Дошкольное детство: феномен детской субкультуры
Термин "детская субкультура" происходит от лат. sub – под, cultura – возделывание, воспитание, развитие. Ее изучению посвятили свои исследования детские писатели (К. И. Чуковский, М. Носов, Д. Драгунский и др.) и психологи (Е. В. Субботский, М. В. Осорина, Н. Иванова, В. Кудрявцева, Т. Алиева и др.).
Обобщая результаты их исследований, можно сказать, что термин "детская субкультура" имеет два основных значения:
– в широком смысле – под ним подразумевается все, что создано человеческим обществом для детей и детьми;
– в более узком – он подразумевает смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
Соотношение этих двух значений – более узкого и широкого – характеризует специфику положения данного термина в научном аппарате возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики. В чем это выражается? В том, что в общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются из "поколения в поколение" сверстников. Поэтому значительную роль в формировании детской субкультуры играет общение детей друг с другом.
Первое, что отличает это общение – разнообразие коммуникативных действий. В общении с взрослыми практически не встречаются такие действия, как приказы, жалобы, фантазирование или это проявляется не в такой открытой форме. Это происходит, потому что взрослый до конца дошкольного возраста остается для ребенка источником оценки, новой информации, образцом деятельности, а по отношению к сверстнику, уже с 3-4 лет, спектр задач более широкий: управление действиями партнера, контроль за выполнением этих действий, оценка поведения, навязывание собственных образцов и постоянное сравнение с собой.
Второе отличие общения дошкольника со сверстниками – эмоциональная насыщенность. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния: от нежности и сочувствия до гнева. Намного чаще дошкольники одобряют действия сверстников, чем взрослых, но и намного чаще (чем с взрослыми) вступают в конфликтные отношения со сверстниками. Это происходит и потому что с четырех лет потребность в общении со сверстниками у детей более предпочтительна, чем с взрослыми и степень напряженности детских контактов намного выше.
Третья особенность детских контактов – нестандартность и нерегламентированность, т.е. в общении со сверстниками проявляются самые неожиданные действия. Они более раскованны, не нормированы и не имеют образцов. Дети кривляются и передразнивают друг друга самыми причудливыми позами, сочиняют небылицы и т.д.
Четвертая особенность – в преобладании инициативных действий над ответными. Инициативу взрослых дети поддерживают гораздо чаще, чем инициативу сверстников. Это порождает конфликтность и обиды в общении детей.
В процессе общения со сверстниками дети формируют собственный правовой кодекс, отличающийся от правового кодекса взрослых. Это компонент детской субкультуры, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками, в том числе:
1) правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности.
Приведем в качестве примера одну из ситуаций, которая позволяет продемонстрировать факт наличия таких правил и их осознания ребенком: "Олег нехороший! Он в меня песком кидался! – Почему же ты не ушла? – А кто бы ему тогда сдачи накидал?!";
2) использование специфических способов воспитательных воздействий на сверстников и своеобразных форм словесной самозащиты (дразнилок, обзывалок и т.д.) в процессе разрешения спорных, конфликтных ситуаций. Например, в ответ на обидную "обзывалку" ребенок может ответить: "А я лесенку приставлю – и все буквы переставлю!" – тогда считается, что человек, который обзывался, сам оказывается "в дураках";
3) ритуальные компоненты детского общения. Например, примирительные ритуалы:
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись!
А если будешь драться,
То я буду кусаться!
А кусаться – не при чем –
Буду драться кирпичом!
А кирпич ломается,
дружба начинается!
В процессе включения в общение с другими детьми своего и более старшего или младшего возраста, обслуживающего детские способы времяпровождения, ребенок присваивает себя к субкультуре дошкольного детства и осваивает ее ОГЛАВЛЕНИЕ. Спецификой данного процесса, в отличие от включения взрослого в традиционную культуру, является то, что ребенок изначально выступает в качестве субъекта детской субкультуры, т.е. того человека, который постоянно действует в условиях альтернатив и способен влиять на формирование данной субкультуры в детском сообществе.
Это касается, например, представлений детей о моде. В этом отношении детская мода – это совсем не то, что считают взрослые о том, какую одежду дети должны носить: для детей "модно" то, что делает ребенка уникальным и, в то же время, таким же сильным, умным и красивым, как... папа или мама, сказочный персонаж или топ-модель. Эта специфика детского восприятия и мышления хорошо отражена в детском фольклоре: "Если па Бабу-Ягу надеть мамино синее платье в цветочек, то, конечно, она будет красивая!". При этом при более глубоком анализе детских высказываний окажется, что самые своеобразные, оригинальные из них, те, которые характеризуют специфику детской картины мира и всей детской субкультуры, всегда балансируют на грани детской философии и детского юмора. На наш взгляд, это связано с тем, что детскую субкультуру насквозь пронизывает ее игровой характер.
В первую очередь, он свойственен детскому фольклору и игре. Как в образцах материнской поэзии (т.е. поэзии, созданной матерями, нянями и т.д.) – игры пальцами, пестушки, забавы, – тесно связаны с определенными движениями, с игрой, так этот же игровой характер органически присущ взаимодействию детей. Есть даже специальные игровые инструменты: например, игровые правила, скрытые в текстах-считалках.
В процессе усвоения традиций и содержания детской субкультуры и ее формирования детское сообщество тоже изменяется и приобретает новые функции, которые опосредованно влияют на развитие каждого ребенка – члена данного сообщества:
– на формирование представлений о себе в прошлом: "Я тогда еще не умела ходить, только ползала и кричала. Зачем? Ну как зачем? Чтобы передвигаться на родителях!"; "Было так: "Не хощу!" А потом: "Хощу!""; "А я был немножко неумным. Это я теперь уже умным стал";
– формирование представлений о себе в настоящем: "Очень трудно просыпаться утром и идти в детский сад. Но ничего не поделаешь – у взрослых такая традиция"; "Иногда дети сами не знают, чего хотят. Но взрослые им помочь не могут. Потому что куда им знать!"; "Детям нравится слушать сказки, потому что в жизни мало осталось Баб ягов. И Кощеев тоже на всех не хватает";
– формирование представлений о себе в будущем: "Я пойду в школу. Называется: "в первый класс""; "Вырасту – работать пойду. Буду летчиком"; "А я буду уметь все делать. И будет все починето и постирато"; "Буду ухаживать за своим ребенком. Чтобы ребенка воспитывать, надо просто волшебником быть"; "Нет. Лучше быть банкиром"; "А я бы, когда вырос, творил бы добро".
Вместе с изменением образа себя меняется и картина мира, вместе с субкультурными формами, которые определяют формирование ценностных ориентаций и установок у детей дошкольного возраста:
– с детскими проблематизациями;
– детским философствованием;
– смеховым и сказочным мирами.
Это связано с тем, что детская картина мира включает структурный и процессуальный компоненты, тесно связанные с ощущением и восприятием того, что и как чувствует и делает ребенок в той или иной ситуации соприкосновения с этим миром, поэтому она всегда активна и мобильна, неустойчива, связана с "прощупыванием", поиском границ между собой и внешним миром, между своим и чужим, между хорошим и плохим для себя, добром и злом. Поэтому не случайно, что детские способы и формы свободного времяпровождения включают также походы в "страшные места" (подвалы, чердаки, кладбища, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (мусорная свалка, стройка и т.д.)" (М. В. Осорина).
Дети ищут границы для того, чтобы сформировать представление о том, где их место в этом мире, прочувствовать его и "закрепить" за собой. Они метят территорию, они отстаивают свои права на собственность, игрушки и отношения со значимыми людьми. Значительную роль в этом играет детское собирательство и коллекционирование.
Детское собирательство – компонент детской субкультуры, состоящий в собирании "сокровищ", изготовлении "секретов" и "тайников" и дающий детям возможность материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы ("Я есть", "Я могу"). По мнению М. В. Осориной, оно помогает ребенку пережить чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии. Возникает это желание обычно именно в тот момент, когда ребенок начинает осознавать себя как члена детского коллектива, когда впервые появляется общественное мнение и дошкольник начинает прислушиваться к нему, с одной стороны, и делает попытки ему противостоять, с другой. В то же время, функции детского сообщества расширяются.
Согласно исследованиям Т. А. Репиной, основными функциями детского сообщества являются:
– регулирование поведение ребенка по отношению к сверстникам па основе социально принятых норм (через приобретение социального опыта группового общения и взаимодействия на равных);
– формирование ценностных ориентаций и социального обучения;
– формирование адекватной самооценки ребенка (под влиянием оценок сверстников);
– интенсификация процесса половой социализации и половой дифференциации;
– нормализация и корректирование влияния неблагополучной семьи.
Взрослея, дети все чаще задумываются о том, что их детское сообщество и субкультура – только ступенька на пути к вхождению в культуру взрослых. Это хорошо видно при анализе детских сочинений: "Тает снег, стало тепло, распускаются листочки на деревьях. Пришла Весна-красна. Солнышко ярко светит. А у мамы-птички – пополнение семейства. У нее в гнездышке вылупилось 5 птенчиков, которые постоянно кричат и хотят червяка. Мама целый день в заботах. Она собирает им еду: червяков, бабочек, мух, жучков, паучков, потому что они постоянно голодные. А когда они вырастут немножко, то мама будет учить их: клевать зернышки, ловить букашек, летать, прыгать. Они будут очень стремиться учиться и станут большими, самостоятельными, умными птицами" (Даша, 5 лет 6 месяцев).
Вскоре они осознают, что перестали быть детьми. Детская субкультура "отпускает" их во взрослый мир, оставляя за собой право однажды ворваться в их жизнь и ощутить себя ребенком.